Город Цхинвал во времени и пространстве

Столица Республики Южная Осетия после грузинского вторжения в августе 2008 года получила мировую известность. Для друзей нашего народа и Российской Федерации это название небольшого южного городка стало символом мужества, примером того, как российское руководство решительно защищает право на жизнь и достоинство южных осетин. Для врагов – это символ крушения милитаристских, реваншистских планов.

На протяжении долгих лет жители столицы страны с достоинством противостояли грузинскому неофашизму, отстояв свое право на достойное будущее. И этот период истории стал достойной частью общей славной истории г.Цхинвала.

Предание седой старины…

Считается, что Цхинвал был основан в 262-265 гг. нашей эры царем Асфагуром из иранской династии Аркашидов. В эту эпоху территория современной Грузии находилась под властью Ирана (Персии), и иранские властители не упускали возможности наведываться и в соседнюю Южную Осетию. Полагают, что основание Цхинвала произошло во время военной экспедиции Асфагура в горную полосу Осетии.

Конечно же, в первое время это не был город в нашем современном понимании. Это мог быть укрепленный пункт с воинским гарнизоном. Здесь же могли находиться чиновники и сборщики податей и таможенных пошлин. Необходимо было контролировать вооруженную активность местного населения и следить за тем, чтобы торговцы, использующие перевалы на Главном Кавказском хребте, исправно оставляли пошлину на выходе своих караванов из Лиахвского ущелья.

Впрочем, укрепление в Цхинвале не было первым населенным пунктом в этой местности. Люди здесь живут еще с каменного века. В археологических раскопках вокруг Цхинвала обнаружены и следы пребывания здесь аланского племени сарматов.

Город еще с древних времен имеет важное историческое значение. Через него проходил путь, связывающий Закавказье и Северный Кавказ, Грузию и Аланию. Через Цхинвал пронесли тело предательски убитого соправителя Тамары, царя Сослана-Давида; по тракту, шедшему мимо городских укреплений, аланская конница и копейщики проходили маршем, следуя на помощь грузинским царям. В Цхинвале было родовое имение семьи Иосебашвили, потомков последователя Христа Иосифа Аримафейского. Один из них, раввин Елизар, привез в Мцхета хитон распятого Христа, который и был заложен в основание храма Светисцховели. В пути из Иерусалима его охраняли аланы во главе с предводителем Лонгиозом.

Город и его жители

Цхинвал всегда считался центром Южной Осетии, был местом совместного проживания осетин, грузин, евреев, армян, славян и кавказских народов.

Реалии жизни всегда были определяющими в формировании этнического состава населения Цхинвала. Городская жизнь прежде всего предполагала в древности существование торговли и ремесел. Эта сфера деятельности на Южном Кавказе традиционно была в числе интересов евреев и армян.

Здесь издавна жили евреи-сефарды, лишь в начале XX века в Цхинвал начинают переселяться евреи-ашкенази, которые отличались иным культурно-образовательным уровнем. Различия между двумя общинами были настолько существенными, что они молились в разных синагогах, браки между ними не практиковались.

Армяне в Цхинвале также были представлены многочисленным населением. При этом можно отметить две волны заселения армянами Цхинвала. Последняя волна произошла после армянского геноцида в Турции, когда десятки тысяч армян вынуждены были искать убежище в Российской империи. Несколько сотен человек обосновались в Цхинвале, где им были выделены торговые места у Церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Грузинское население было представлено в городе преподавателями гимназии, чиновниками, священнослужителями и обедневшими князьями с их челядью.

В городе жили представители славянской национальности, занятые в технических специальностях, а также греки, азербайджанцы (тюрки). На левом берегу города было даже поселение аварцев-дагестанцев, называвшееся Лекис-убани (букв. квартал леков). Именно особый колорит, основанный на национальной пестроте городского населения и архитектурных контрастах, и составлял особенный неповторимый облик Цхинвала.

Цхинвал всегда воспринимался в связи с Осетией, в административном отношении он считался центром Осетинского участка Горийского уезда Тифлисской губернии.

Постепенное вовлечение населения в товарно-денежные отношения имело своим следствием то, что в Цхинвале формируется осетинская торговая буржуазия. Селившиеся в Цхинвале представители фамилии Абаевых, Хетагуровых, Джигкаевых, Слановых, Цховребовых, Тедеевых, Ханикаевых, Кочиевых, Келехсаевых, Тибиловых, Кулумбеговых, Чибировых, Дзассоховых, Джиоевых, Гаглоевых, Санакоевых, Гассиевых, Кокоевых, Галавановых, Кумаритовых и др. образуют кварталы, создают самостоятельные кладбища, приобретают земельный участок для строительства осетинской церкви.

Осетины были представлены во всех сферах жизни города. Были они и в управленческой среде. Так, первым городским головой после возвращения местечку Цхинвал статуса города стал Александр Дзассохов, начавший прокладку в город телефонной линии и мощение городских улиц.

Архитектура как средство индивидуализации

Каждая эпоха наносила свой мазок на общую картину архитектурного облика столицы Южной Осетии. Однако наибольший расцвет градостроительства пришелся на 30-40 годы прошлого века. Тогда Цхинвал стал развиваться и обустраиваться согласно генеральному плану прежде всего как административная столица. Дом Советов, государственный театр, здания Государственного банка, городской поликлиники, гостиница, железнодорожный вокзал стали образцами сочетания классического стиля и модерна. Но внешний облик Цхинвала формировался не только зданиями и улицами.

Старожилы столицы Республики помнят, что в 40-х годах в городе шло активное озеленение. И дело не ограничивалось просто посадкой деревьев и кустарников. Применялись и совсем оригинальные решения. Например, на газоне перед Домом Советов, который плавно спускается к ул. М.Туганова, был устроен цветочный календарь. Каждое утро работники благоустройства выкладывали цветами в горшках день недели. При этом цифры и буквы достигали высоты в несколько метров, и подъезжающие к Цхинвалу пассажиры с пригорка над городом могли видеть текущий день недели.

Территорию перед комплексом правительственных зданий занимала самшитовая роща, перед Домом Советов стройной колонной выстроились голубые редкой породы ели, на улицах Цхинвала стояли платаны. Улица Сталина была засажена декоративным кустарником. Центр Цхинвала, где размещается комплекс административных зданий, оттеняли аллеи и рукотворные водопады. По всему городу были разбросаны фонтанчики с купидонами. В городских парках белели яркими алебастровыми пятнами пионеры с горнами и девушки с веслами. От той эпохи остались только каменные мальчики перед гостиницей «Ирыстон».

Цхинвал – индустриальный центр

В столице Южной Осетии издавна были устроены многочисленные мастерские по пошиву одежды, изготовлению обуви, сельскохозяйственного инвентаря. Однако лишь с установлением власти Советов здесь начинает формироваться сфера промышленности. Первым производством стал лесопильный завод, позже была построена фабрика гнутой мебели, где изготавливались стулья и кресла. Из крупных производств можно выделить авторемонтный завод, оборудование которого было привезено в счет репараций из Германии. Правда, позже волевым решением Тбилиси он был переведен в Кутаиси.

Со временем в черте города сформировался целый промышленный комплекс, включающий заводы «Эмальпровод», «Электровибромашина», химзавод, авиационный завод, производство электрооборудования, трикотажная фабрика, автобусоремонтный завод, лесокомбинат, – всего числом более двадцати объектов промышленного назначения.

Со временем брусчатку на улицах города сменяет асфальт. Первое асфальтобетонное покрытие было устроено на улице К.Хетагурова, а затем уже асфальтирование улиц   становится частью повседневной деятельности городских служб.

Однако главная проблема, которую не удалось решить до сегодняшнего дня, – это нехватка питьевой воды. Первое время воду развозили на телегах, груженых бочками, и за плату продавали городским жителям. После был устроен водовод из с.Итрапис, к нему подсоединили линию из села Кехви. Но даже строительство водовода из селения Вариани не смогло решить проблему нехватки воды. Водовод «Едыс-Цхинвал», несмотря на заявленный дебет воды, тоже не смог обеспечить растущее население столицы.

Но главная особенность Цхинвала – прежде всего люди, его населяющие. Город стал тем плавильным котлом, в котором нивелировалась национальная обособленность и возникает новая генерация – «цхинвалец». Это человек, любящий и защищающий свой родной город, вне зависимости от национальности и социального статуса.

Р.Кулумбегов