В образовательных учреждениях Республики проходят мероприятия в рамках Года Михаила Лермонтова, инициированного Ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (АПРЯЛ) в связи с 200-летием великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
На днях в Юго-Осетинском государственном университете им. А. Тибилова состоялся фестиваль поэзии «Живая классика». В конкурсе на лучшего чтеца стихотворений М. Лермонтова студенты факультета русской филологии и других факультетов, актив студенческого совета университета, учащиеся средней школы «Альбион» и школы №3 «оживили» стихи Лермонтова, Пушкина, Коста Хетагурова и других поэтов, вошедших в сокровищницу мировой классики.
Свои переводы стихов М. Лермонтова на осетинский язык читал поэт Нафи Джусойты. Профессор ЮОГУ Гацыр Плиев рассказал о влиянии творчества М. Лермонтова на поэзию Коста Хетагурова. Доцент Джульетта Остаева поделилась воспоминаниями о IX Лермонтовской конференции в г. Москве, в которой ей довелось участвовать.
Фестиваль «Живая классика» положил начало Году Михаила Лермонтова в Южной Осетии.
13 марта в Государственном Лицее искусств им. Аксо Колиева заслуженный педагог РЮО, член Президиума АПРЯЛ ЮО Римма Плиева провела интегрированный урок русской литературы, сопроводив его музыкой на стихи поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Максимилиана Волошина и презентационным материалом.
Старшеклассники создали на уроке театр поэзии Елизаветы Дмитриевой, «Самой красивой мистификации Серебряного века». В свое время любовь к ней сподвигла Н. Гумилева и М. Волошина на проникновенные стихи о любви. Учащиеся подготовили к уроку рефераты и рассказывали о жизни и творчестве этой великой поэтессы XX столетия.
В этот же день в Кабинете русского мира в средней школе №6 доцент кафедры русского языка, почетный член АПРЯЛ ЮО Джульетта Остаева провела мастер-класс педагогам русского языка и литературы городских и районных школ Республики, посвященный творчеству М. Лермонтова и «Новаторство Лермонтова-лирика».
Она отметила, что октябрь будет для культурной и интеллектуальной России огромным праздником, потому что России сказочно повезло с большим количеством первоклассных поэтов и писателей, которые сделали русскую культуру мировой, она такой будет оставаться всегда.
«Сегодня возникают проблемы преподавания русской литературы в средней школе, потому что поколение становится все менее подготовленным к восприятию литературного текста.
Я считаю, что пока у нас есть силы, пока мы, преподаватели, являемся подвижниками, которые еще веруют в литературу, то наша задача, в Год Лермонтова больше о нем говорить, вводить больше детей в атмосферу его поэзии – открытыми уроками, вечерами, конкурсами.
Когда начинают говорить о Лермонтове, всегда возникает сравнение с Пушкиным. И оно идет в таком направлении, кто из них талантливее. Это несравнимые величины, но моменты ученичества у Лермонтова есть, это зависит от того, что они в разное время пришли в литературу. Правда, уже в 1829 году имя Лермонтова возникает в литературе. Ему было неполных 15 лет, но должно было пройти еще 8 лет, должен был наступить 1837 год, чтобы люди увидели, как было сказано великими литераторами, что на Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов», – рассказала Д.Остаева.
Джульетта Остаева провела сравнительный анализ творчества двух великих русских писателей – А. Пушкина и М. Лермонтова. Были рассмотрены известные на весь мир стихотворения и поэмы этих уникальных поэтов: «Желание», «Молитва», «Валерик», «Сон», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», «Руслан и Людмила», «Полтава», «Медный всадник».
«Судьба у Лермонтова была горестной, и это отражается в его творчестве, оно пронизано мотивами одиночества.
Обычно, когда говорят о Пушкине и Лермонтове, говорят, что Пушкин – светлый, гармоничный, жизнерадостный и трагичный одновременно. К Лермонтову слово жизнерадостный не подходит, когда его читает простой читатель, он видит «железный стих», облитый горестью и злостью.
Мережковский так говорил о Лермонтове – Лермонтов, единственный русский поэт, который ничему и никому не покорился, в этом его уникальность.
Лермонтов шел к реализму, но все-таки в русской литературе он считается поздним романтиком»,- сказала в завершение Д.Остаева.
Заслуженный педагог РЮО, руководитель Кабинета русского мира и воскресной школы русского языка Инна Зубко: «Слушать Джульетту Давидовну и общаться с ней всегда интересно. Мы редко встречаемся, хотелось бы почаще слушать мастер-классы таких специалистов, как Джульетта Остаева».
Учитель-русист Диана Свиткова: «Мы бы хотели, чтобы регулярно в Кабинете русского мира проходили встречи в «Литературной гостиной», которую следует создать при АПРЯЛ ЮО».
Заслуженный педагог РЮО, учитель-словесник Зарской средней школы Луиза Кокоева: «Мы всегда рады присутствовать на мастер-классах, проводимых Джульеттой Давидовной. Они дают нам много».
Программа мероприятий Года Михаила Юрьевича Лермонтова большая и содержательная. Очередные мероприятия предполагаются в средней школе №5 и в Дзауской средней школе.
Зарина КАЧМАЗОВА