Это не ограничения, а реализация нормативно-правового акта, регулирующего перевозку товаров и грузов через госграницу

Государственный комитет информации и печати РЮО организовал пресс-конференцию с первым заместителем председателя Комитета государственной безопасности Республики – руководителем пограничной службы КГБ РЮО генерал-майором Сергеем Колбиным.

В начале диалога глава пограничного ведомства рассказал представителям СМИ о значении государственной границы, каким образом регулируются отношения в сфере охраны государственной границы и как в настоящее время осуществляется сама охрана.

9 июня 2010 года был принят Закон «О государственной границе РЮО». Этот документ определяет, что такое государственная граница Республики, определяет принципы содержания границы, ее охраны, обеспечения и регулирования всех вопросов в сфере охраны госграницы. По словам Сергея Колбина, в развитие данного закона Правительством был принят целый ряд постановлений, направленных на реализацию закона о госгранице.

«В первую очередь я бы назвал Постановление об установлении пограничной зоны вдоль госграницы и Постановление Правительства о порядке пересечения госграницы в упрощённом порядке. Это два основных нормативно-правовых акта, изданных Правительством, они являются наиболее актуальными, регулируют ряд вопросов в сфере охраны госграницы, ее пересечения югоосетинскими гражданами, а так же провоза через госграницу товаров, грузов, продуктов питания и транспортных средств. В первую очередь это относится к границе с Грузией, так как госграница на участке с Россией имеет практически полностью оформленный вид как государственной границы. Что касается границы с нашим южным соседом, то она признана в одностороннем порядке Республикой Южная Осетия согласно Закону «О государственной границе РЮО» и не признается нашим соседом. Граница – это продукт совместного труда двух государств, обоюдное восприятие значения границы, это механизм, который работает на развитие добрососедских отношений между двумя государствами. В противном случае, можно сказать, что это линия разграничения двух противоборствующих сторон», – отметил Сергей Колбин.

Что касается охраны государственной границы, то согласно Соглашению о совместных усилиях по охране госграницы, предусматривается участие в охране как представителей пограничной службы Комитета государственной безопасности, так и Пограничного управления ФСБ России в РЮО.

«Российская сторона в полном объеме не в состоянии выполнять все те задачи, которые стоят перед органами пограничной охраны. Поэтому она реализует ту часть полномочий, которая ей передана в сфере охраны госграницы, все остальные вопросы внутреннего регулирования – прерогатива Комитета госбезопасности и пограничной службы РЮО», – пояснил С. Колбин.

На встрече журналисты интересовались ситуацией, сложившейся на пункте пересечения в с.Мосабрун Ленингорского района, в частности, изменений касательно перевозки грузов и продуктов питания.

Как отметил Сергей Колбин, нормативно и законодательно на месте упрощённого пересечения границы никаких изменений не произошло.

«Пересечение границы, провоз товаров, грузов и транспортных средств осуществляется на месте упрощённого пересечения в соответствии с постановлением №119 от 23 ноября 2010 года. Этот документ с дополнениями определяет порядок пропуска через границу. Другим документом, принятым в развитие Постановления №119, является Постановление №26 об организации пересечения госграницы Южной Осетии с Грузией в упрощённом порядке. Это основной документ функционирования пункта упрощённого пересечения. Постановление №119 определяет места упрощенного пересечения границы – это пункты в Мосабрун, Арцеу, Синагур и Перев. Изначально необходимость этого упрощенного пересечения сводилась к тому, чтобы поддержать социально-экономическое положение населения этих местностей, где еще не сложилась необходимая инфраструктура. Ленингор длительное время был оторван от Цхинвала, Карзман в настоящее время тоже достаточно оторван от центра в силу его физико-географического положения. Такая же картина на 2009-2010 годы была в населенном пункте Арцеу, поскольку не было круглогодичного сообщения со столицей Республики. Именно поэтому и было принято данное Постановление об организации упрощённого пересечения границы. По мере разрешения этой проблемы, связанной с развитием инфраструктуры Республики, первым был закрыт пункт упрощенного пересечения в Арцеу, так как на сегодняшний день он уже имеет сообщение со столицей Республики, и жители могут обеспечить себя всем необходимым.

Что касается Ленингорского района, то на сегодняшний день там пока не решены все эти вопросы. Поэтому опираемся на то, что постановление, которое определяет порядок пересечения границы и провоза товаров, грузов, транспортных средств, остается в силе. При этом определено количество тех товаров, которые может для личного пользования перевести каждый гражданин Ленингорского района в течение месяца. Размеры определены как в стоимостном выражении, так и в весовом и количественном. В приложении № 3 к Положению об упрощенном порядке перемещения физическими лицами через государственную границу Республики Южная Осетия с Грузией товаров и транспортных средств, предназначенных для личного пользования, четко прописано, что каждый гражданин имеет право выехать в Грузию и купить себе необходимые товары. В этом приложении речь не идет о коммерческих грузах. Это пункт упрощенного пересечения границы, а не пункт пропуска, который регулирует вопросы перевозки грузов в коммерческих объемах, требующий соответствующие документы, разрешающие провозить те объемы, которые не облагаются налогами и не регулируются никакими актами и нормами. Каждый гражданин имеет право пронести через границу 50 кг разного наименования груза каждый день для личного употребления. Но при этом вводится ограничение: перемещение физическими лицами через границу РЮО товаров, предназначенных для личного пользования, в стоимостных, количественных и весовых пределах, установленных приложением № 3 к настоящему Положению, осуществляется без ограничений, за исключением случаев, когда, во-первых, физическое лицо при пересечении границы РЮО один и более раз в месяц уже перемещало аналогичные, однородные и однотипные товары; и, во-вторых, при перемещении физическим лицом тех или иных товаров усматриваются признаки их возможного использования для коммерческой, либо иной предпринимательской деятельности. Признаком возможного использования товаров в коммерческих целях, перемещаемых через границу РЮО, в т.ч. может являться систематическое перемещение одним и тем же физическим лицом аналогичных, однородных и однотипных товаров в стоимостных, количественных и весовых пределах, установленных приложением № 3 к настоящему Положению. Никаких ограничений по этому нормативному акту не произошло и в ближайшее время не предусматривается.   Я считаю, что называть это ограничениями – не правильно, просто мы более жестко подошли к реализации того нормативно-правового акта, который регулирует перевозку товаров и грузов через госграницу. Но это и не запрет, и не изменения. Надо работать согласно законам», – подробно рассказал генерал-майор.

В части, касающейся обеспечения Ленингорского района товарами общего потребления, по мнению Сергея Колбина, Республика в состоянии это делать.

«Но здесь наблюдается одна проблема, выступающая помехой для полноценного обеспечения ленингорцев необходимыми товарами. Проблема в том, что коммерцией, т.е. предпринимательской деятельностью на территории Ленингорского района занимаются люди, не являющиеся гражданами Республики Южная Осетия и не имеющие югоосетинских паспортов. Именно по этой причине они не могут выезжать на территорию Российской Федерации и завозить товары в коммерческих целях. На сегодняшний день проблем в товарном обеспечении района не возникает. Прилавки торговых точек Ленингора, можно сказать, заполнены российскими товарами. Может, отсутствуют некоторые товары сельхозпродукции, но, с другой стороны, Ленингорский район сам является производителем сельхозпродукции и может обеспечить овощами и фруктами не только население района, но и жителей Цхинвала», – отметил Сергей Колбин.

А. ДЖИОТЫ