Элеонора Бедоева: Русский язык является языком межнационального общения, одним из рабочих языков ООН и ЮНЕСКО

6 июня в Южной Осетии, как и в России, отмечают Пушкинский день. С датой рождения великого поэта Александра Сергеевича Пушкина связан и День русского языка. О том, как влияют иностранные слова на нашу речь и о роли русского языка в мире нашей газете рассказала старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Юго-осетинского государственного университета им. А.Тибилова Элеонора Бедоева.

– Элеонора Христофоровна, по Вашему мнению, какую роль играет сегодня русский язык в мире?

– Русский язык по-прежнему является языком межнационального общения, одним из рабочих языков ООН и ЮНЕСКО, прекрасным и богатым, несущим миру правду и надежду. Русский язык менялся, обогащался, реформировался несколько раз.
Основоположником современного русского литературного языка является А.С. Пушкин, поэтому в день рождения поэта мы празднуем и День русского языка. Особо отрадно отметить, что в этот день в столице Южной Осетии на улице Пушкина в сквере А. Пушкина собираются любители русской словесности, к памятнику Александру Сергеевичу возлагаются живые цветы, звучит живое слово поэта из уст осетинских детей. А это значит, что русский язык будет жить на нашей земле и в грядущие времена.
Ассоциация преподавателей русского языка и литературы, которую возглавляет кавалер медали А.С. Пушкина, проректор ЮОГУ, профессор З.К. Тедеева, проводит колоссальную работу по популяризации русского языка в нашей стране, издается популярный у русистов журнал «Русское слово», постоянно проводятся научные конференции, различные мероприятия, конкурсы среди учащихся, студентов, преподавателей. Все это стимулирует интерес к русскому языку и его углубленному изучению.

– Действительно ли заимствованные слова из других языков представляют собой угрозу для русского языка? В современном мире язык претерпевает изменения. Одна из главных задач педагога – заботиться о чистоте языка.

– Спор западников и славянофилов был притчей во языцех… Однако к нему добавились современные проблемы: молодежный сленг, суржик, жаргонизмы, нецензурная брань.
Проблемой чистоты языка озаботилась и Государственная Дума РФ. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» направлен на повышение значимости русского языка как государственного и усиление контроля за соблюдением его норм госслужащими и гражданами: «При использовании русского языка как государственного языка не допускается употребление слов и выражений, не соответствующих современным литературным нормам».
Борьба за чистоту языка активизировалась и вследствие активного использования иностранных слов, которые имеют аналоги в русском языке. Закон направлен на защиту русского языка от чрезмерного употребления заимствований. Конечно, каждый учитель обязан бороться за чистоту не только русского, но и родного языка.

– Современные дети много времени проводят за компьютером. А читающие классику среди них есть?

– Невозможно изучать классическое произведение, не читая и не анализируя его. Обучающимся по-прежнему нравятся «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева и др. Классическое произведение потому и называется классическим, что оно бессмертно. Темы и идеи классического произведения актуальны для человечества во все времена. Они не знают границ и национальностей.

– Ни для кого не секрет, что сейчас мы сталкиваемся с большими проблемами, касающимися низкой грамотности населения. Вы применяете еще какие-то приемы помимо изучения правил орфографии, синтаксиса и прочих разделов русского языка? Есть ли другие формы привития любви к языку?

– Будущий учитель в вузе проходит предметы, необходимые для изучения личности обучающегося. Каждый ребенок – это целый мир. Он особенный, неповторимый, яркий. Учитель должен понимать особенности восприятия, осмысления и понимания обучающимися новой информации. У каждого ребенка проявляются индивидуальные особенности в процессе обучения. Поэтому не только русский язык, но и все предметы требуют от учителя индивидуального подхода к ученику.
Есть образовательный стандарт. Но это всего лишь планка, выше которой талантливый педагог поднимает своего ученика на максимально возможную для него высоту. Мои приемы в обучении русскому языку основываются на хорошем знании психологии личности, ее возрастных особенностей. Основной прием – вырвать сорняк и посеять нужное, правильное, красивое. Все знают, о человеке судят сперва по одежке, а вот когда он начинает говорить… Правильная речь, безупречная грамотность, вне всякого сомнения, являются показателями культуры человека.
Особо хочу отметить вклад преподавателя вуза в формирование мастерства и профессионализма учителя. Чем больше классных специалистов мы выпускаем из университета, тем выше уровень знаний у выпускников школы. В этой связи не устаю благодарить моих преподавателей, и особенно Остаеву Джульетту Давидовну за ее труд, за любовь к русскому языку, которую она передала нам, своим ученикам. Низкий поклон всем.
Сегодня существуют неограниченные возможности для изучения языка. Это всевозможные элективные курсы, факультативы, кружки, олимпиады, конкурсы, различные обучающие языковые программы и т.д. Каждый идет к знанию и самосовершенствованию своим путем. Дорогу осилит идущий. Хочешь быть человеком высокой культуры? Будь им!

Диана КАБАНОВА