Дорогой талисман моей школьной памяти

Ежегодно 5 октября в России и Южной Осетии отмечается День учителя – праздник людей доброй и гуманной профессии, с которыми связано наше детство и которые берут на себя тяжелую ношу ответственности за подрастающее поколение.

Об учителях Южной Осетии сказано и написано много добрых слов, которые они в большинстве своем по праву заслужили. За долгий период военного противостояния, который пришлось пережить населению Южной Осетии, эти люди тоже оказались на передовой; несмотря на лишения, проявляя патриотизм и готовя достойную смену.

Сегодня, пользуясь случаем, в связи с отмечаемым учительским праздником хочу поведать о своей первой школьной учительнице, которую наверное знают все в нашем городе.

Чтобы не томить в догадках читателя, сразу назову имя этой замечательной учительницы, педагога и воспитателя от Бога – Марьи Федоровны Джиоевой.

Она по-прежнему работает учительницей начальных классов средней школы №6 города Цхинвала. На днях руководство школы будет отмечать юбилейную дату в жизни этого замечательного человека – 70 лет трудовой биографии, беспрерывной работы на ниве просвещения, жизни, отданной малышам, впервые переступающим порог школы. Она преподала им первые школьные уроки, научила читать и писать, главное – одарила их материнской любовью, вовлекла в огромный окружающий их мир.

Но самое примечательное это то, что Марья Федоровна и сегодня в строю! Она продолжает работать с детьми, без которых не представляет своей жизни. Весьма символично, что родилась она в День знаний – 1 сентября.

ПЕРВАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА

Марья Федоровна стала первой учительницей для многих известных в республике людей, количество ее учеников наверное перевалило пятизначную цифру.

«Прошло много лет, мои ученики давно стали мамами и папами, даже дедушками и бабушками, но многих я при встрече узнаю по голосу, многих по лицу. Они и сами всегда меня узнают, и это придает новые силы трудиться», – говорит Марья Федоровна.

Она часто получает открытки и подарки от прежних учеников, слова благодарности любимой учительнице нередко пишут и в социальных сетях. Многие из них стараются детей и внуков отдать в ее руки.

В детстве, как вспоминает Марья Федоровна, у нее были другие мечты и намерения. «Когда я была совсем маленькая, я мечтала работать продавщицей в магазине конфет – очень любила сладости. Но судьба распорядилась по-другому, и теперь я бы ни на что не променяла высокое призвание учителя и воспитателя», – говорит она.

Марья Федоровна окончила Цхинвальское педагогическое училище, которое в то время располагалось в здании школы, где она сегодня работает. По ее словам, отец не разрешал ей поступить в училище, но она тайком пошла учиться и не пожалела о выборе.

Путь к пьедесталу всеми любимого педагога начался в 50-60-е годы, когда в Южной Осетии активно развивалась система образования. В школы приходили молодые педагогические кадры.

«Николай Иванович Ромащенко, мой преподаватель, одновременно преподавал и историю в шестой школе. Именно он впервые привел меня в школу в качестве практикантки. Помню, как меня представили ученикам и доверили провести урок. Я плохо помню свой первый педагогический опыт, в памяти осталось лишь чувство волнения и растерянности. Уже потом, спустя годы Джульетта Остаева, которая оказалась в числе моих первых учеников, расскажет мне в деталях подробности моего первого появления перед их классом. Практику я завершила вполне успешно, и вслед за этим последовало предложение от дирекции школы остаться здесь работать. Здесь же я начала учиться быть педагогом. Наверное, каждый человек, получая образование в вузе, считает, что становится готовым специалистом. На самом деле это только начало трудного пути. Настоящий педагог учится всю жизнь», – подчеркивает Марья Федоровна.

За примерами далеко ходить не нужно. Она сама отдала всю жизнь своей работе, всегда отмечая, что пока в силах, будет учить детей. Ведь дети являются стимулирующей энергией, которая дает силы смотреть на мир с уверенностью и осознанием смысла жизни.

«Это именно то, что позволяет мне оставаться в душе молодой, способной понимать современных детей, их нравы, их особенности и возможности», – говорит учительница.

Она считает, что каждое новое поколение ее учеников по-своему необычно и оригинально. За долгие годы педагогической работы Марья Федоровна утвердила для себя негласные принципы работы с детьми. Главное – правильно воспитывать, грамотно расставлять приоритеты в общении с ними. Сделать из них людей образованных – это только полдела, причем не самое главенствующее. Гораздо важнее воспитать в них настоящую человечность. «За эти годы я многое повидала. Были дети одаренные, талантливые, были и такие, которых принято называть «трудными», «закрытыми». Расположить к себе такого ученика, войти к нему в доверие, вот задача педагога. Ведь плохих детей, по сути, не бывает», – уверена учительница.

ДВОЙКА ОТ МАРЬИ ФЕДОРОВНЫ

Одним из них я могу назвать и себя. Часто встречая ее, она опережает меня и одаривает улыбкой, взглядом внимательных учительских глаз, которые в далекие школьные годы безошибочно угадывали мою подготовленность к уроку.

Помню даже строгое платье в крупную клетку с отложным воротником, в котором Марья Федоровна часто приходила в школу. Особо мне запомнилось когда по письменной работе она выставила мне жирную красную двойку.

Учитывая, что учился я только на 5 и 4, эта двойка перевернула мне всю душу. Дома я долго обливался горькими слезами и вызвал сочувствие всех домочадцев. Но несмотря на настойчивые рекомендации «сверху» пожалеть малыша и переправить мне эту гадкую оценку, Марья Федоровна твердо настояла на своем, дабы неповадно было на будущее.

Наша крепкая школьная дружба благодаря ей связала нас, выпускников 11 «б» класса 1966 года школы №6 на долгие годы и мы горды ею и всегда вспоминаем свою первую учительницу с глубокой симпатией и благодарностью.

 «С большинством своих бывших учеников я встречаюсь практически постоянно. Они живут среди нас, многие из них являются моими коллегами, готовыми всегда прийти на помощь, а при случае обратиться за советом. Бывает очень приятно, когда кто-то из моих детей, уже давно окончивших школу и много лет назад покинувших Южную Осетию, по праздникам набирает мой номер и адресует мне теплые слова поздравлений, вместе с тем выражая искреннюю признательность за годы, которые я когда-то посвятила их классу. Такие моменты дорогого стоят… Моих бывших учеников немало, они исчисляются сотнями, но каждое имя, каждую фамилию я помню до сих пор. И порой мне кажется, что до сих пор у меня с каждым из моих учеников существует какая-то особенная, незримая связь», – с теплотой вспоминает Марья Федоровна.

На девятом десятке лет своей жизни она такая же – искренняя, добрая, душевная и открытая. Она не изменилась. Почти не изменилась внешне. Собранная, аккуратная, со сдержанной улыбкой на лице и с невероятным умением находить нужные слова в нужное время – такой она каждый раз представала перед своими воспитанниками. Неизменны и методы работы Марьи Федоровны Джиоевой. Все та же строгость, требовательность и умение отдаваться любимому делу без остатка. Хотя, по ее собственному признанию, о каких-то особенных методах работы говорить не приходится, она просто живет своей работой, своей школой, своими детьми. В этом – вся ее жизнь.

– Дорогая Марья Федоровна, примите эту небольшую статью как признание нашей общей и глубокой признательности за Ваш огромный труд и терпение. Примите слова поздравления и благодарности по случаю Вашего юбилея и от других ваших питомцев и моих одноклассников.

Думается, что совсем скоро Ваши ученики постараются повидаться с Вами и лично поздравить Вас с юбилеем!

И даже сегодня, спустя семь десятков лет педагогической деятельности, Марья Федоровна, несмотря на солидный возраст, не утеряла цепкости профессионального взгляда и особого обаяния. Вот только согбенные плечи, как характерный признак многолетнего сидения за проверкой ученических тетрадок, позволяет безошибочно распознать в ней учительницу…

М. ГАБАЕВ