Доныскъæфæн

 

После Нового года осетины отмечают традиционный праздник «Доныскъæфæн» (букв. «черпание воды»). К этому дню откладывали часть приготовленной на Новый год ритуальной пищи (фигурки домашних животных (басылта), людей, сельскохозяйственных орудий), заготовляли жир, сыр, зерна пшеницы или кукурузы, солод; пекли «тыппыронтæ» и т.д.
Рано утром, прихватив с собой эти яства, представительницы семей отправлялись к источнику. При этом каждая девушка старалась опередить других.
Согласно поверью, покровители воды награждали благополучием ту, которая первой зачерпнула воду в праздничное утро. Произнеся слова молитвы, девушки бросали в источник кусочки хлеба, сыра, жира, головки фигурок из теста, чтобы умилостивить покровительниц водной стихии – «доны чызджытæ» (букв. «дочери воды»). Приношения, которые бросали в воду, и изображения сельскохозорудий символизировали благополучие, а сыра, жиров, фигурки быков, коз, овец – изобилие домашнего скота. Во время процесса черпания воды участникам следовало соблюдать тишину.
После принятия христианства в этот праздник в Дигорском ущелье и в верховьях реки Большая Лиахва священники приходской церкви совершали обряд освящения воды (оттуда и название праздника).
Занеся воду в дом, представительница семьи обращалась к домочадцам со словами благословения. Затем делила между младшими членами семьи пирожки и фигурки, кусочки которых она бросала в воду. Подросткам и детям раздавала также сохранившиеся с Нового года обрядовые и фигурные хлебцы. Освященной водой умывались, на ней замешивали тесто, пили ее натощак; брызгали стены жилища; ею наполняли посуду и расходовали в течение года.
В сознании наших далеких предков жила вера в то, что вода — одна из важнейших природных стихий, она обладала особым свойством очищения.

Подготовила З.ГАССИЕВА