Доброта и злоба дня: Сергею Хугаты исполнилось 90 лет

Настоящий художник изображает не только реальность, но и сокровенные надежды народа, и предвосхищает светлые картины его будущей жизни. А если еще и скажут о его книге: «Глубока ее мысль. Красиво ее построение. Незабываемы ее образы. Сладок ее язык», – тогда она становится настоящим подарком для читателя.
Когда я задумался о том, есть ли у осетин, такие писатели, перед моим внутренним взором предстал Сергей Хугаты.
Читатель, знакомый с его поэтическими сборниками «Мæ сыхæгты номæй» («От имени соседей», 1968), «Фæндаджы мæт» («Перед дорогой», 1976), «Хуры рæгъ» («Тост за Солнце», 2008), книгами рассказов и повестей «Æхсырласæг» («Молоковоз», 1973), «Хурвæндаг» («Солнечной дорогой», 1980), «Зарæг баззадис мемæ» («Песня осталась со мной», 1983), «Урс изæртæ» («Белые ночи», 2000), «Сæнæфсиры цупæлттæ» / («Гроздья винограда», 2014), романами «Ацы хъарм хуры бын» («Под теплым солнцем, 1987) и «Нарты Фарнæг» («Нарт Фарнаг», 2005), не усомнится в справедливости моих слов. Писатель живет жизнью своего народа. Потому он и понятен, и приятен сердцу.
В богатом и разнообразном творчестве Сергея Хугаты особое место занимает один из жанров прозы – рассказ.

Мастер короткого рассказа

Сергей Хуыгаты родился в селе Цон 15 мая 1933 года. В 1944 году семья писателя в поисках лучшей жизни переселилась в Северную Осетию и обосновилась в с. Тарское. В 1950 году после школы будущий писатель продолжил учебу на историко-филологическом факультете Северо-Осетинского педагогического института. По окончании вуза работал преподавателем в школах Дагестана и Северной Осетии. Затем молодой прозаик уехал в Москву, поступил в Литературный институт им. М. Горького.
С 1966 по 1971 год Сергей Хуыгаты работал на Северо-Осетинском телевидении. Был редактором отдела публицистики и критики журнала «Мах дуг». Вплоть до 2018 года являлся редактором Северо-Осетинского книжного издательства «Ир».
«Усвоив уроки лаконизма и «энергии выражения» (термин Б. Эйхенбаума) славных предшественников – А. Коцойты, С. Кулаты, К. Дзесты и др., – пишет И. В. Мамиева. – Автор вносит свою лепту в развитие жанра, обогащает его индивидуально-психологичес-ким видением жизни. Центр тяжести в его рассказах из привычной социальной плоскости смещается в сферу внутреннего мира человека, предметом художественного изображения становятся нюансы движения души. Отсюда – выраженное лирическое начало его прозы».

Философское осмысление жизни

Рассказы С.З. Хугаты появились на страницах периодической печати одновременно с его первыми поэтическими сборниками. Читатель полюбил их сразу. Один за другим рождаются на свет его рассказы, каждый в своем неповторимом обаянии, без той натужности и суетной искусственности построений, которые несовместимы со свободным творчеством.
Такое понимание писательской миссии, подобно личному авторскому праву, можно увидеть во всех его рассказах, в том числе юмористических и сатирико-юмористических, которые образуют в творчестве С. Хугаты «автономный большой пласт».
Самые убедительные художественные формы для вечных тем и вопросов он находит в нашей повседневной жизни. Герои его рассказов – жители осетинских сел и городов, изображенные в типичных обстоятельствах советской и постсоветской действительности. Наиболее характерные для писателя темы связаны с национальными традициями. В каждом тексте талантливого писателя, всегда композиционно лаконичном, есть остроумное разрешение ассоциаций и предположений, порождаемых заголовком.
Например, в рассказе «Вот так Хепа!» мы знакомимся с героем, который работал в колхозе сначала заведующим продовольственным складом, потом бригадиром, затем начальником маслобойни, при этом приторговывал и на рынке (сам – сливочным маслом, а жена – творогом). Совершенно типичный герой не только прошлого, но и современности, потому как эта человеческая порода всегда остается на плаву, – и этим действительно вызывает некоторое восхищение.
Юмор Сергея Хугаты – не результат праздномыслия и не средство развлечения, но особая форма философского осмысления жизни, в том числе и главным образом нашей, осетинской жизни. Юмор в этом смысле выступает здесь неким катализатором «литературной реакции», большие вопросы и вечные темы он делает более доступными для восприятия, чтобы читатель мог увидеть жизнь крупным планом – со всеми ее правдами и кривдами, красотой и изъянами, добротой и жестокостью. Вот почему зачастую юмор Хугаты естественно и закономерно переходит в сатиру, где типизация характеров более однолинейна, как, например, в рассказах «Вот так Хепа!» «Муратбег и другие», «Записная книжка», «Книги», «Письменный стол», «Время перемен» и др.
Рассказ «Время перемен» представляет собой калейдоскоп сюжетов и характеров, иллюстрирующих перестроечную и постперестроечную действительность 90-х – начала 2000-х годов, когда:
«…цард фæфæлдæхти. Йæ рохтæ æнæхуыздæр разамонджыты къухтæм æрхаудтой æмæ сын цæугæ-цæуын фæфæлдæхти. Лæгæн йæ суджы уæр-дон куыд фæфæлдæха иу фæзилæны, афтæ – йæ цæлхытæ фæуæлæмæ сты. Ныр æфсонæй сæхимæ иу мисхалы йас не ‘руагътой – цардæн, дам, йæхи аххос уыди, нæ, дам, бæззыди æмæ, дам, ын æнæафæлдæхгæ нæ уыд. Ахæм диссæгтæ, гъе!».
«…жизнь перевернулась. Ее вожжи оказались в руках не тех вождей, и она опрокинулась на ходу, как арба на повороте, – и встала вверх колесами. Теперь они ни в чем не видят своей вины: жизнь, дескать, сама виновата, неправильно была устроена и не могла не перевернуться. Такие вот чудеса!..»
Здесь мы видим яркие сатирические картины современных нравов, выписанных, впрочем, с неизменной иронией; автор говорит о владельцах трехэтажных особняков («æгайтма хæдзар сарæзта, æгайтма уынг сфидауын кодта!» / «и слава Богу, что такой дом построил: хоть улица краше стала!»), о преподавателях-мздоимцах и в целом о положении в нынешних вузах («цæ-мæй мидæмæ бахауай, уый тыххæй – æхца (…), цæмæй æддæмæ ма рахауай, уый тыххæй дæр – æхца» / « при поступлениие надо платить деньги, при отчислении – тоже деньги»), о врачах и здравоохранении («рынчын, мæгуыр, рынчындонмæ куы рараст вæййы, уæд цыма дзуарыбынмæ рараст вæййы, уыйау йæ Мысайнаг йемæ рацæйхæссы» / «больной отправляется в больницу, как к святилищу – с пожертвованием»), о работе правоохранительных органов («ныр искæй æрцахстой – фæрсын æй байдайынц, фæрсын æй байдайынц, афæдз дæр æй фæфæрсынц, бахъуыди, уæд – дыууæ дæр. Нæ йæ ныууадзынц, цалынмæ сраст вæййы, уæдмæ» / «теперь если кого-нибудь и арестуют – то будут допрашивать год, а если надо, и два. Не отстанут, пока не оправдается»).
Сергей Хугаты, человек и писатель – теплый, чуткий и приветливый. Не зря так много солнца в названиях других его произведений: «Выгляди, солнце!», «Под солнцем, греющим нас», «Солнечной дорогой», «Мои солнечные дни», «Тост за солнце»… При всем его социальном критицизме творчеству Сергея Хугаты присуща светлая, оптимистическая перспектива и утверждение радости бытия. Потому он и любим своим народом.

Мелитон КАЗИТЫ, профессор