История национальных литератур – неотъемлемая часть общемирового литературного процесса.
Развитие осетинской прозы 30-х годов XX века неразрывно связано с именем Чермена Беджызаты, в творчестве которого отразились нравственная атмосфера, социальные перемены, национальное самосознание осетинского общества начала прошлого века.
Чермен Беджызаты – классик осетинской литературы, активный участник общественного движения своего времени. Как отмечали его современники, он гармонично сочетал в себе лучшие черты горца и интеллигента-мыслителя.
В творчестве Чермена Беджызаты нашли диалектическое единство и художественное воплощение прошлое и настоящее Осетии.
Поэт, прозаик, драматург, общественный деятель Чермен Беджызаты родился 23 декабря 1898 г. в селении Едыс Южной Осетии. Отец его за участие в революции в 1905 – 1907 гг. был арестован. Дед поэта Леван Беджызаты был известным осетинским сказителем.
Учился Чермен в двухклассной школе в родном селе, затем в 1908–1914 гг.– в Горийской гимназии, а в 1914–1917 гг.– в Тифлисской духовной семинарии.
Свою литературную деятельность Ч. Беджызаты начал в духовной семинарии. Первые литературные пробы – переводы «Кусæг дунейы зарæг» («Интернационал») и стихотворение «Цагъары фæндтæ» – напечатал в Северной Осетии в газете «Кермен» (1920, 1921).
Сборник стихов Ч.Беджызаты «Кард æлвæстæй» («Обнаженная сабля») вышел в 1933 г.
Чермен Беджызаты является автором первого художественного дневника на осетинском языке «Ссыгъди цард» («Загорелась жизнь» – первая часть) и «Басыгъди цард» («Сгорела жизнь» – вторая часть).
Дарование писателя с наибольшей силой проявилось в прозе. В этом жанре он показал себя новатором и профессионалом. В его цикле новелл «Мæсгуытæ дзурынц» («Башни говорят») оригинально раскрывается яркий национальный колорит жизни горцев-осетин в старину.
Перу писателя принадлежит также ряд рассказов и повесть «Волки» о классовой борьбе в деревне.
Высокую оценку театральных критиков и зрителей получили спектакли, поставленные по пьесам Чермена Беджызаты «Кто кого?» («Чи кæй?») и «Волнуется знамя» («Октябры тырысаимæ») в 1930 – 1936 гг.
В 1917-1918 гг. служил в осетинском полку в Гори. Полк был расформирован из-за своих революционных настроений, но осетинские воины не согласились сдать свое оружие. Будущий писатель в родное село вернулся вооруженным и с боевым настроением.
Вместе с фронтовиками Ч. Беджызаты организовал подпольную первичную ячейку. Принимал активное участие в революционном движении, боролся за свободу своего народа. В 1920 г. его выбрали председателем Рукской парторганизации.
Во время первого геноцида осетинского народа со стороны Грузии в 1920 г. Чермену Беджызаты пришлось с беженцами перейти в Северную Осетию. Там его выбрали председателем Кадгаронской районной парторганизации.
После окончательной победы советской власти на юге Осетии в 1921 г. Чермен Беджызаты вернулся в разрушенный Цхинвал. Занимал ряд ответственных постов: заместитель председателя Цхинвальского ревкома в 1921–1923 гг., секретарь президиума Юго-Осетин-ского ЦИКа в 1923–1925 гг., по совместительству в 1924–1926 гг.– редактор областной газеты «Хурзæрин».
Потом Ч. Беджызаты учился на Высших курсах при Институте журналистики в Москве.
Окончив курсы, вернулся на Родину в 1928 г. и снова начал работать редактором газеты. Одновременно был редактором литературной газеты «Большевикон аивад». А с 1931 г. занимал пост директора государственного книжного издательства, был заместителем директора Юго-Осетинского научно-исследовательского института, редактором журнала «Фидиуæг», ответственным секретарем Юго-Осетинского отделения Союза писателей.
В 1937 г. Чермен Беджызаты был репрессирован. Реабилитирован посмертно.
Жизнь писателя трагически оборвалась в то роковое время, но его литературное наследие стало национальным достоянием его народа.
Чермен Беджызаты оставил глубокий след во многих областях интеллектуальной жизни своего народа. Он принадлежал к той плеяде осетинской интеллигенции, которая своей многогранной подвижнической деятельностью определила основное направление и перспективы развития национальной литературы и – шире – культуры нового типа.
Подготовила К.БАГАЕВА