Человек, проверенный временем и судьбой

(к 60-летию видного представителя культуры и науки Осетии Бориса Ражденовича Хозиева)

Загадочна и непредсказуема судьба человека. Особенно если он отмечен – божьим даром – творчеством, наделен талантом. «У судьбы тяжелая рука», поэтому, неторопливо разворачивая свои страницы, она последовательно раскрывает перед нами тайну бытия, вдохновения и гармонии. Вслед за этим мятущийся характер заставляет нас менять свои подходы, взгляды и убеждения. Потом дает нам веру в свои силы, в жизнь, в творчество и дарует любовь женщины, матери и Родины. После этого перед нашим взором открываются горизонты правдивости, преданности, достоверности и художественности. Одним из этих странников творчества является Борис Хозиев. Чем бы он не занимался, о чем бы не писал, где бы не работал, он никогда не изменял однажды разбуженному в его душе чувству, которое называется творчеством, а если говорить шире, то – искусством слова. Что и говорить, у него счастливая творческая судьба – не обделен трудом и талантом. Это замечательный, проверенный сердцем и временем человек.

Осетия издавна обладала более прочными связями с Петербургом, нежели с Москвой. И если Б.Р. Хозиев соединил свою научно-творческую биографию с северной столицей России, то в этом был свой особый смысл. Он шел по проторенной (в хорошем смысле слова) дороге, которую открыли Коста Хетагуров и Махарбек Туганов, Васо Абаев и Дабе Мамсуров, Азанбег Джанаев и Шалва Бедоев, Хазби Булацев и Борис Сабанти, Валерий Гергиев и Тимур Боллоев. Здесь Борис Хозиев ощутил себя универсантом, т.е. университетским человеком в самом высоком понимании этого слова. На берегах Невы он впервые ощутил себя журналистом, увидел творческий прототип своей судьбы, наконец, свое творческое кредо. А ведь это были непростые времена. Хорошо известны, сколь далеко идущие перемены совершались в 1980-1990-е годы в нашей стране. Перемены эти были не просто эпохальными; гуманитарные науки, в их числе журналистика, медленно, трудно, с противоречиями и потерями, но неуклонно и верно переставали быть формой идеологического воздействия на массы и возвращались на круги своя. Философия хотела быть философией, история – историей, психология – психологией, литература – литературой, журналистика – носителем информации, глашатаем, живым и конкретным знанием о неисчерпаемой по богатству и сложности сфере мысли, слова, культуры, искусства и жизни. Наверное, в этом эволюционном движении общественного сознания и следует искать родники научного творчества Б.Р. Хозиева."IMG

Журналистские штудии Б.Р. Хозиева, предпринятые в 1980-е годы, имели своим результатом обширную публикацию историко-журналистских, литературно-критических статей, газетно-журнальных публикаций, издательских инициатив, рекомендаций и т.д. Труды ученого приобрели в журналистской науке региона неоспоримое значение поворота, вполне ощутимого и сегодня. История СМИ освобождалась из долговременного плена казенных, пустых, мертвых и сухих схем. Особым смыслом в этих работах был наделен масштаб обозреваемого материала: журналистское творчество рассматривалось ученым не в замкнутых границах отдельных проблем, а в свободных пространствах отечественной и национальной журналистики XIX и ХХ столетий. Б.Р. Хозиев изучал огромный контекст изданий, устанавливая их истинное место в национальной художественной культуре, что и знаменовало собой движение к существу дела. Статья, как жанровая форма журналистского творчества, стала (на начальном этапе) для него более первичной, чем книга. И дело было не в том, что ему нечего было издавать, а в неоправданно высокой стоимости типографических услуг. Есть у. Б.Р. Хозиева статьи, которые создаются как исчерпывающая в своих пределах тема, завершенная и замкнутая интеллектуально-словесная целостность. Следует назвать некоторые из них, получившие уже в известной мере оттенок хрестоматийности: «Культура Осетии как система отражений древних ценностей», «Проблемы сюжета и границы композиции», «Национально-культурные запросы и журналистика», «Пресса и функциональное образование», «Журналистика как фактор социального управления», «Книжный мир и телевизионный экран», «Национальная культурология в системе высшего образования Северной Осетии».

Говоря о научно-критических работах Б.Р. Хозиева, принадлежащих к малой и средней формам, невозможно умолчать об открывающейся в них широте познаний и интересов ученого-журналиста. Он – не исследователь двух-трех тем, как это нередко бывает в академической среде и даже у значительных ее представителей. В осетинской литературе, публицистике и журналистике отыщется не так много выдающихся имен, которые не вызывали бы у него познавательных побуждений и были бы оставлены им без критического отклика. При желании талантливый исследователь мог бы составить не один сборник статей, заметок и рецензий о родной литературе XIX-ХХ вв. Широта кругозора в данном случае находит свое объяснение в требованиях доцентского поприща, на котором Б.Р. Хозиев трудится более 28 лет в СОГУ имени К.Л. Хетагурова. Весомым фактором представляется тут и осуществляющийся в нем профессионально-творческий тип, имеющий образцы в тех из больших журналистов прошлого и настоящего (Гиго Дзасохов, Елбыздыко Бритаев, Коста Хетагуров, Гино Бараков, Цомак Гадиев, Хазби Булацев, Ахурбек Магометов и другие), которые владели не отдаленными темами, но и целыми отраслями знаний и научных интересов. Помимо этого, в самом журналистском методе Б.Р. Хозиева, в характере его историко-литературных и культурных представлений заложено еще одно важное условие разносторонности – глубокая приверженность традициям классической литературно-художественной критики. К национальной школе классического литературоведения и ее урокам восходит и еще одна особенность творческой индивидуальности Б.Р. Хозиева – незаурядное художественное мастерство, дающее его работам такую литературную форму, которая делает их наряду с прочим явлением научного стиля.

Журналистская наука и литературоведение сегодня сталкиваются с различными трудностями социально-экономического характера. Безусловно, они не являются предметом потребительского рынка, поэтому интерес к ним в нынешней Осетии, да и в России, катастрофически падает. Это так, но тем не менее нас никто не освобождает от ссылки на полноту знания и необходимости служения истине. Именно такого рода размышлениями я хочу представить свой взгляд на книги Б.Р. Хозиева, вышедшие в свет за последнее десятилетие. По отношению ко многим из них хочется сказать, что они замкнули на себе главные тематические линии его научно-критических работ, отразили своеобразие журналистских, литературных и стилистических дарований автора. Речь прежде всего идет о книгах «Елбыздыко Бритаев» (1-е изд. – 1993; 2-е изд. – 2001), «Осетинская литература» (1917-1956): Учебник-хрестоматия (1998); «Жемчужные зерна» (1999), а также «Осетинский венок – Пушкину» (1999). Тиражи этих книг сопоставимы с тиражами художественных изданий местных и центральных издательств. Данный факт свидетельствует лишь об одном: книги написаны живым, гибким, острым научно-художественным словом или составлены с большим литературным вкусом. Словесная ткань этих научно-критических произведений существует как органическая форма, поэтому их чтение превращается в самостоятельную ценность как процесс, умственное и эстетическое переживание. И это в немалой степени входит в состав читательского впечатления от книг.

Художественно-стилистические средства и формы общения с читателем обыкновенно раскрываются в популярной литературе. В связи с этим мы многое упустим, если, хотя бы коротко, не скажем об этой разновидности литературоведческой практики Б.Р. Хозиева. Две из них – «А.А. Магометова» и «М.М. Блиев» были написаны для популярной университетской серии «Ученые СОГУ» и стали первым и вторым выпуском этой библиотеки. Книга «Крылатые выражения Елбыздыко Бритаева» по своим жанрово-тематическим характеристикам также примыкает к традициям историко-литературным жизнеописаниям, правда, с одной оговоркой: через изречения. В этих работах нет привычного, специализированного академизма, но нет и характерных для популярных изданий обезличенности и упрощенности. А предмет разговора здесь передан всерьез и без нарывов. Исследователь умеет адаптировать интеллектуальный кругозор к познавательным интересам различных групп просвещенной аудитории. От популярной литературы научно-биографические штудии Б.Р. Хозиева отличаются и за счет обширных экскурсов в различные области художественного творчества. Они аккумулируют в себе опыт историка литературы, текстолога, составителя, автора предисловий и послесловий многочисленных изданий современной осетинской литературы. Эти работы исследуют взаимодействие и взаимовлияние биографии писателя и его творческого развития, ибо исходят из убеждения, согласно которому смысл изучения научно-творческой личности коренится в необходимости понимания прежде всего созданных им непреходящих ценностей.

Радостно сознавать, что на нашей земле есть люди, способные чувствовать ее, говорить с ней на одном языке, передавать другим свой удивительный опыт, тепло своей души. От журналистских заметок к художественной публицистике, от литературно-критических работ к глубоким научным обобщениям, от биографических очерков и портретов к науковедению к новым открытиям в осетиноведении, от них к культурологии. Прекрасный, достойный истинного ученого и педагога путь. Рассказ о Б.Р. Хозиеве-юбиляре хочется закончить одной из его светлых, затрагивающих лучшие струны сердца метафор из его новой книги «Язык. Нация. Культура»: «Народ жив до тех пор, пока в нем не угасло стремление к свету, к знаниям, мудрости, пока есть хотя бы одна ниточка, соединяющая его с Богом. Сколько испытаний выдержала Осетия за последнее столетие! Но сейчас, во времена невиданных геополитических потрясений, можно с уверенностью констатировать: нас вместе со всей страной не сломили, не поставили на колени в Юж-ной Осетии, мы стоим в полный рост, поэтому у нас есть будущее. И есть надежда, что наши дети будут жить лучше в том мире, который мы строим плечом к плечу с Россией. Велико значение того, что не исчез запал оптимизма, не ушла вера из сердец».

Валерий ДЗИДЗОЕВ, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Северная Осетия-Алания, Республики Южная Осетия и Кабардино-Балкарской Республики