Беседа с молодым специалистом о проблемах осетинского языка и учительской стезе

Виктория Сиукаева, молодой специалист, она преподает осетинский язык в средней общеобразовательной школе № 12 г.Цхинвала. Виктория поделилась с нами своими мыслями о выборе профессии и проблемах, с которыми сталкивается в своей деятельности.

ПУТЬ К ПРЕПОДАВАНИЮ

Для Виктории преподавание осетинского языка – это не просто работа, а призвание. Она рассказала, что ее бабушка прекрасно владела осетинским языком и почти не владела русским. «С детства я была вынуждена общаться на осетинском с нею», – говорит Виктория. Этот опыт стал основой, на которой она построила свою любовь к языку. Когда Виктория подросла, она начала глубже изучать историю и традиции своего народа, это укрепило ее связь с родным языком. «Я поняла, кто я, и это дало мне силы продолжать изучение осетинского», – отмечает она.
Одной из причин выбора Виктории учителя осетинского языка, является его уникальность. «Многие фразы и слова осетинского языка не имеют аналогов в других языках. Они уникальны», -делится она. Это богатство языка вдохновляет ее на использование устного народного творчества в учебном процессе. Виктория часто прибегает к фольклору, чтобы привлечь внимание учеников и сделать уроки более увлекательными.
В.Сиукаева поделилась своими взглядами на литературу и произведения, которые являются наиболее значимыми для школьников.
Педагог отметила, что её мнение может расходиться с мнением именитых учителей и ученых, однако она уверена в важности классической литературы. Среди авторов, которые оказали наибольшее влияние на осетинскую литературу, она выделила Коста Хетагурова, Арсена Коцоева и Сека Гадиева. Эти писатели не только интересны, но и глубоко связаны с историей своего народа. Коста Хетагуров, по словам Виктории, стремился сделать свой язык доступным для народа. Его произведения поднимают важные социальные и политические вопросы, такие как угнетение и борьба за права. В этом контексте его творчество становится не просто литературным наследием, а важным инструментом для понимания истории осетинского народа. Арсен Коцоев и Сека Гадиев также внесли значительный вклад в осетинскую литературу. Их работы позволяют читателям глубже понять культуру и традиции своего народа, а также сопоставить их с более широкими историческими процессами. Виктория подчеркнула, что знакомство с классической литературой обогащает школьников не только знаниями о своем народе, но и помогает развивать критическое мышление и эмоциональную восприимчивость. Чтение таких произведений формирует у молодежи чувство гордости за свою культуру и идентичность.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА

По словам Виктории, одной из главных трудностей является то, что многие родители уже не владеют осетинским языком в полной мере. Это приводит к тому, что дети иногда оказываются более подкованными в языке, чем взрослые. «Это, конечно, меня угнетает», – призналась она. Виктория привела личный пример: «У меня даже не было осетинского словаря. Я спрашивала все, что мне было интересно у бабушки, которая знала абсолютно все слова. Все это мне приходилось учить». К сожалению, в современных семьях употребление родного языка становится более редким явлением. Виктория подчеркивает: «Если ты хочешь, чтобы язык существовал и жил, нужно начинать с семьи». Она уверена, что этот процесс необратим – если не сохранять язык в быту, его будущее под угрозой.
Сиукаева отметила, что даже когда она старается вложить свою энергию в преподавание, иногда эта энергия уходит «в никуда». «Бывают моменты, когда опускаются руки», – говорит она. Однако молодой педагог не теряет надежды и продолжает готовиться к каждому уроку, стремясь найти для детей наиболее интересную информацию. В то же время, она сталкивается с проблемой запоминания. «На некоторое время их увлекают занятия, а на следующий день дети ничего не помнят», – отмечает она. Это может быть связано с тем, что с появлением интернета мышление молодежи стало клиповым: «Они не могут надолго сосредотачиваться на одном и том же и быстро забывают все».
В связи с этими вызовами Виктория подчеркивает необходимость поиска альтернатив советской системе образования. «Все педагогические методики не актуальны более, если их применять сегодня к нашим ученикам, ничего из этого не выйдет», — говорит она. По мнению Виктории, современное поколение требует совершенно другого подхода к обучению.

СТРЕМЛЕНИЕ БЫТЬ СОВРЕМЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ

Виктория активно работает над собой, стремясь стать более современной и интересной для своих учеников. Она понимает, что важно быть в курсе современных трендов и интересов молодежи. Это желание помогло ей развеять миф о том, что учителя осетинского языка, так сказать, «отстали от жизни».
«Мои ученики порой удивляются, когда я говорю о последних новинках в музыке или кино. Они думают, что мы, учителя, не следим за современными тенденциями», – делится Виктория.
Создание доверительных отношений с учениками – одна из главных задач молодого педагога. Виктория считает, что только так можно добиться успеха в обучении. «Я стараюсь быть со своими учениками на одной волне, чтобы они мне доверяли. Это помогает им учить осетинский язык с большей охотой», – отмечает она.

Анна ТЕДЕЕВА