Аланский след в Будапеште

Недавно одна моя знакомая побывала в столице Венгрии Будапеште. По приезде она поделилась со мной своими яркими впечатлениями о самом городе, о его жителях и об обнаруженном ею аланском следе в Будапеште. Больше всего меня поразил ее рассказ о прогулке по старой части города, который стал самым незабываемым и необыкновенным эпизодом за все время пребывания в Венгрии.

Гуляя по улицам одного из старейших городов Европы в Пеште (старая часть Будапешта), наша соотечественница присоединилась к маленькой, но дружной группе российских туристов. Ребята увидели красивый католический храм, который оказался одним из самых древних сооружений Будапешта – храм Пэриш (как называют его европейцы), или Белвароси Плебаниа (самоназвание на венгреском).

Поинтересовавшись у юного послушника церкви, наша собеседница узнала, что католическая церковь была основана в 1046 году и является колоритным примером совмещения различных архитектурных стилей. Барочный фасад и стены в готическом стиле являются остатком романской базилики, построенной в 12 веке. Здание было разрушено во время нашествия монголо-татар и вновь отстроено в 14 веке. А в 17 столетии использовалось турецкими завоевателями в качестве мечети. После пожара в 1723 году было вновь восстановлено в барочном стиле с элементами неоклассицизма.

Согласно легенде, самая древняя церковь Будапешта была создана рядом с пещерой святого великомученика Бишопа Геллерта (Джорджо Согредо до пострига), который по легенде был замурован в бочку с гвоздями и сброшен с горы. Позже в честь этого католического святого, просветителя Венгрии, эта гора была названа горой Геллерта.

Гора Геллерта находится рядом с церковью, которую и построили в честь святого. Вот уже на протяжении тысячелетия канонизированный святой Бишоп Геллерт считается одним из покровителей Венгрии.

Помимо весьма разнообразной, сложной религиозно-исторической судьбы, старинная церковь знаменита и некоторыми культурными событиями. Одной из них стала венгерская премьера «Реквиема» великого Моцарта в 1801 году.

Прослушав всю эту историю, заворожённая туристка прошла вглубь церкви, и зайдя в зал огромного красивого здания с высокими сводами, заметила на потолке фреску.

«На фреске верхняя половина одеяния Пресвятой Богоматери, стоящей рядом с распятым Иисусом, исполнена в белом цвете, нижняя – в красном. С одеянием матери Христа соприкасается желто-золотистый шлейф коленопреклоненного св. Иоанна (предположительно). Как вы понимаете, в совокупности эта колористика является родным цхинвальскому сердцу сочетанием аланского флага. Можно было бы предположить это совпадение случайным… Как я и подумала изначально. Но сюрпризы для меня на этом не закончились. Я была шокирована, когда перед входом в алтарь в центре арки увидела фреску, уже не совокупность осетинского триколора, а аланский флаг в руках изображенного неизвестного мне святого», – рассказала она нам.

Естественно, фреска вызвала в ней заинтересованность, но, обратившись к прихожанам за более подробной информацией, не узнала, к сожалению, никакой информации об этом аланском святом.

Слегка разочаровавшись, моя собеседница вышла из церкви и решила продолжить свое знакомство с Будапештом. Однако сюрпризы на этом не закончились и, отъехав всего лишь несколько метров от церкви, она заметила надпись у моста Эржебет-хид. Думаю, не стоит нашим читателям переводить, что означает хид.

Хотелось бы вкратце рассказать и о других впечатлениях нашей соотечественницы о столице Венгрии. Она отметила, что жители в нем очень простые, добродушные и отзывчивые, с которыми очень комфортно общаться, и они готовы помочь любому туристу. Но, кроме положительных эмоций от красоты города и добросердечных венгров, наша собеседница поделилась с нами и темной стороной венгерской столицы.

Несмотря на то, что у наших граждан, у осетин, европейские страны ассоциируются с материальной стабильностью, цхинвальская туристка была обескуражена уровнем жизни простых граждан и количеством бездомных людей в Будапеште.

«В некоторых больших европейских городах, особенно в подземных переходах, можно встретить бездомных людей, но их количество в Будапеште меня на самом деле шокировало. К тому же, надо отметить, что они ютились не только в подземных переходах, но и прямо на улицах города, спали, накрыв себя грязными и ободранными одеялами. И, как я заметила, эта нищета для местных граждан уже была абсолютно нормальным явлением», – подчеркнула она.

 Как мы знаем, аланы оставили исторический след во многих странах Европы и Азии, и в их числе, несомненно, была и Венгрия.

В одном из исторических преданий говорится, что родоначальниками венгров были два брата – Хунор и Могор, они женились на дочерях аланского князя Дула, и от этих браков произошел венгерский народ. Связи с аланами отразились и в венгерском языке, который заимствовал из аланского несколько десятков хозяйственных, военных и социальных терминов, среди которых есть и слово «хид» – мост.

Особенно тесными были алано-венгерские связи в VIII–IX веках, перед уходом венгров на запад, в дунайские земли.

М. СОЛОЕВА