Что изменилось в праздновании Рождества и Нового года

Большинство новогодних традиций, которые до сих пор соблюдаются у осетин, берут начало из далекого прошлого. 

Обязательная примета с давних времен – как встретишь Новый год, так его и проведёшь. Поэтому осетины всегда старались накрыть богатый стол, и с размахом повеселиться.
Как отмечали Цыппурс и Ног бон наши предки в далеком прошлом, в советское время и в наши дни, – нашему изданию рассказал кандидат исторических наук, заведующий отделом этнологии ЮОНИИ Роберт Кулумбегов.

Дата празднования
В прошлом осетины отмечали Цыппурс и Новый год в несколько других временных рамках. Новый год праздновали не 1 января, как сейчас, а в ночь с 13-го на 14-е января. Это связано с тем, что в 1918 г. Советской властью был осуществлен переход с Юлианского календаря на Григорианский с разницей в 13 дней. Теперь официальное начало года приходилось на 1 января, люди по-прежнему «настоящим» новым годом считали ночь с 13 на 14 января. При этом Старый Новый год предваряло Рождество (Цыппурс), оно и сегодня отмечается 7-го января.

Цыппурс
Цыппурс – первый праздник зимнего цикла традиционного календаря, он отмечается на седьмой день наступившего Нового года, приурочивается к времени наступления зимнего солнцестояния.
«У осетин два Цыппурса – декабрьский и январский. Декабрь-ский приходился на ночь с 20-го на 21-е. Это зимнее солнцестояние, когда день сравнивается с ночью. Он считался важным днем в понимании наших предков, так как это явление тогда было знаковым», – сказал Р. Кулумбегов.
Цыппурс имеет разную этимологию. Его раньше не связывали с Рождеством Христовым. Это был праздник, скажем так, на границе дня и ночи, когда день становится длиннее. Это был своеобразный водораздел времен, что уже в древности отмечали наши предки.
Все значимые праздники у осетин были связаны с очистительным огнем и, конечно, Цыппурс тоже отмечали разведением костров. Костер считался символом очищения. Эта традиция не только у осетин, она наблюдалась и в Европе, и на Руси.
Этот день у осетин также был днем поминовения умерших родственников, которых не стало в текущем году. Кстати, поминовение усопших и сегодня сохраняется в Южной Осетии.
С возрождением в Осетии православия осетины стали отмечать Рождество уже и по христианским канонам, но не отказались и от традиций предков.

Как справляли Новый год наши предки?
Праздничный стол в этот вечер всегда отличался разнообразием блюд: считалось, что если накрыт богатый стол, то весь год, который наступит после рассвета, пройдет под знаком изобилия.
«Поэтому все лучшее, что было в доме, выносилось к столу. У южных осетин обязательно на столе должна была быть свинина. А если ее в доме не было – угощали соседи… К Новому году специально откармливали свинью, которая так и называлась «зымæгон хуы», – рассказал этнограф.

Традиции и обряды
В этот день разводили костры, стреляли в воздух. Считалось, что на новый год, когда появляется новолуние, демоны (мæйхортæ), «съедали» луну, и чтобы разог-нать их, обычно выходили и стреляли в сторону луны. Это была обязательная традиция.
По словам Роберта Кулумбегова, в эти дни «басылтæ» или «хæдзаронтæ» – девочки и мальчики наряжались в разные шкуры, надевали маски и ходили из дома к дому. Они благословляли и поздравляли домочадцев с Новым годом, а хозяева дарили им сладости и давали басылтæ – новогоднюю выпечку в виде фигурок животных или людей. Такие шествия продолжались до утра.
В новогоднюю ночь была и такая традиция, сохранившаяся по сегодняшний день: желательно, чтобы в новогоднюю ночь или утром первым зашёл в дом человек с «хорошей ногой», скажем так, с положительной аурой.
«Как это определялось? Например, в прошлом году кто-либо из сельчан пришел в гости к соседям и этот год у них был удачным: либо дочка выходила замуж, либо сын женился, приплод скота был хороший, обильный урожай. Это всё они связывали с «хорошей ногой» этого человека, и хотели, чтобы он опять пришел к ним в новогоднюю ночь. Обычно приглашали человека работящего, отзывчивого, доброго. Их называли фарнхæсджытæ (фарн – благополучие, благодать)», – пояснил наш собеседник.
В новогоднюю ночь домочадцы посещали загон для домашнего скота, амбар и т.д., где произносили молитвы, а над входной дверью прикрепляли колючки, чтобы темные силы не смогли пройти в помещение. Это было в рамках домашнего торжества.

Æртхурон
Самая важная выпечка в Новый год – большой ритуальный пирог, известный под названием Æртхурон. Его пекли в ту же ночь или под утро. Æртхурон выпекали с расчетом на всех членов семьи, чтобы каждый мог получить по куску. В начинку пирога клали монету, хлебные зерна, фасоль, небольшой кусочек материи, сыр, жир и т. д. В зависимости от того, кому что достанется при дележке пирога, тем они будут богаты в наступившем году. Монета означала удачу, счастье, деньги; кусочек материи – обновку; хлебные зерна – богатый урожай и т. д.
Утром вся семья собиралась за праздничным столом, где главным объектом был этот ритуальный пирог. Глава семьи произносил молитву и делил его на равные части по числу членов семьи. Традиция выпекать пирог Æртхурон сохранилась и по настоящее время.
Этнограф добавил, что раньше очаг (астау арт) находился в центре комнаты. В этот день выбирали самые хорошие бревна (ногазы къодах), разжигали их и на них готовили всю новогоднюю пищу. На утро оставшуюся золу выносили и рассыпали в огороде, чтобы весь урожай был богатый. Считалось, что зола от огня, горевшего в новогоднюю ночь, приносит благополучие. Иногда эту золу даже смешивали с жиром и использовали как мазь, делали из нее настойки на воде (Фæныкк дон) и мыли ею волосы и даже одежду. «Но более всего прихода Нового года ждали девушки, ведь ночь, следующая за новогодней, считалась магической – фыссæнæхсæв. В эту ночь девушки занимались гаданием. Пекли соленые маленькие пироги (гуылта), и девушка должна была съесть один, а остальные два положить под подушку и тот, кто принесет во сне ей воду, тот и был ее суженый», – отметил Р. Кулумбегов.

Рождество и Новый год при советской власти
На заре Советской власти Новый год считался предрассудком, буржуазным пережитком, т.к. елки в эпоху царизма ставили исключительно зажиточные люди. Но со временем Советская власть разрешила праздновать этот день.
В 1932 г. в одной из школ Южной Осетии установили первую городскую елку и справили праздник с большой помпезностью. И впоследствии каждый год ставить елку в фойе театра стало традицией.
Р. Кулумбегов отметил, что Рождество уже никто не отмечал. В советское время религия была под запретом.
В Южной Осетии не было ни одной действующей церкви – они были закрыты, потому что не было священников. Приезжали иногда только на крестины из Грузии. «Например, узнав, что из школьников кто-то был в церкви на рождественской службе, его могли исключить из комсомола или пионерии, а взрослого человека даже уволить с работы», – рассказал Кулумбегов.
В советское время не было длинных новогодних выходных как сегодня,люди отдыхали лишь 1-го и 2-го января. А вот у школьников отдых продлевался за счет зимних каникул.
Диана КАБАНОВА