Рискуя собой, спасали чужие жизни…

Сегодня часто можно услышать слова благодарности медикам, которые строго соблюдая клятву Гиппократа и принципы совести трудились в «красной зоне», подвергая риску себя, но спасая жизни других. А в каких условиях приходится выполнять профессиональный долг – знают только сами медработники «красной зоны».

Другого выхода не было
За две недели работы в «красной зоне» на смену медсестер Ванды Кокоевой, Риты Кочиевой и Инги Гаглоевой пришлось более 70 больных. Они попали в «зону» в самый пик коронавируса в республике, и втроем ухаживали за больными с легочной недостаточностью на третьем этаже Детской больницы, которая была перепрофилирована для ковидбольных.
Медсестры заступали на работу с девяти утра и обязаны были оставаться в «красной зоне» до 16.00. Но, оказавшись на передовой борьбы с коварным вирусом, работники «красной зоны» спасая чужие жизни забывали, что намного больше положенного времени находятся в зоне высокой вирусной нагрузки. «В нашу смену наблюдался высокий показатель пациентов со средней степенью тяжести, очень тяжелых переводили в реанимацию. Практически каждому больному по назначению врача было прописано по три капельницы в день. При таком сумасшедшем ритме работы на ум приходит только одна мысль – успеть всех обслужить, не опоздать», – вспоминает Ванда Кокоева.
Это подтверждают ее коллеги. На вопрос – как они успевали всем пациентам вовремя проводить назначения, Рита Кочиева застенчиво ответила: «А другого выхода и не было, надо было успевать, и мы очень старались. Ни один больной без внимания и лечения не оставался».
Для Инги Гаглоевой бешеный ритм работы оказался непривычным, хотя за плечами у нее солидный стаж работы. «Больных было очень много, лежали даже в коридорах. Каждый день количество пациентов увеличивалось, картина дня менялась ежечасно. Мы были обязаны успеть провести лечение каждому, сделать назначения до конца. Не было ни секунды, чтобы просто присесть и немного отдохнуть», – вспоминает медсестра Инга.
Рита отмечает, оказавшись в чрезвычайной ситуации, коллеги поддерживали друг друга. По ее словам, все медсестры, и дневные и ночные, работали сообща, не было такого, чтобы кто-то сказал – у меня закончился рабочий день, и я ухожу. График у всех был ненормированный.

Тот неудобный защитный костюм
«Красная зона» – место, где человек выполняет свой профессиональный и гражданский долг. По мнению медсестер их никто не заставлял работать на износ, перед каждым больным чувствовали ответственность и понимали – именно от медработника зависит состояние больного.
«Врач прописывает назначения, а медсестра должна вовремя успеть провести все необходимые процедуры. И поэтому, работаешь в авральном режиме. Но самое большое неудобство в работе – это защитный костюм, причем облачиться в спецформу своего размера зависело от его величество Случая. Костюмы в основном были рассчитаны на крупных женщин. В них, естественно, работать очень неудобно, а изначально еще и непривычно. Но под конец, уже привыкнув к «скафандру», работать и проводить все процедуры больным стало легче», – отмечает Ванда Кокоева.
В продолжение этой темы, Рита Кочиева добавила, что свой первый день работы в «красной зоне» будет помнить каждый медработник. «Раньше мне никогда не приходилось работать в защитном костюме, было очень непривычно и неудобно в нем. Приходишь утром в половине девятого на работу и сразу надеваешь костюм, практически не пропускающий воздуха, маску, очки, перчатки и бахилы. И в 9.00 начинается беготня по палатам и больным – поставить капельницы, сделать уколы, померить температуру и т.д. Постепенно все начинает мешать – очки потеют, маска давит, бахилы скользят… Но работать надо, не смотря на трудности и неудобства, когда видишь столько больных, среди которых много тяжелых», – говорит Рита.
Когда Инга Гаглоева первый раз надела защитный костюм, она была в шоке. «В спецформе было очень жарко, тем более нам приходилось бегать с утра до вечера. Очки сдавливали висок, и голова постоянно болела от натиска. В двух парах перчаток очень неудобно работать и ставить капельницы. А лейкопластырь, которым закрепляем иглу во время капельницы, постоянно клеился к нашим перчаткам», – вспоминает Инга.
В условиях цейтнота и форс-мажора приходилось бегать, в буквальном смысле этого слова, из одной палаты в другую, совершенно теряя чувство времени. И так каждый день. «Но мы добросовестно выполняли работу, не жалуясь, с пониманием относились к каждому больному, ведь это наша работа. Возможности перекусить, или выпить глоток воды тоже не было, да и мысль такая не приходила в голову. И даже приходя домой после тяжелого рабочего дня, не хотелось ужинать, но сильно ощущала жажду, поэтому переступив порог дома, с жадностью выпивала несколько стаканов воды. Единственное желание – отдохнуть и выспаться, чтобы завтра с новыми силами приступить к работе», – сказала Ванда Кокоева.
Кушать и пить действительно было под «запретом» для всех работников «красной зоны» до тех пор, пока не заканчивали смену и снимали неудобный «скафандр». «А это бывало уже к вечеру, и, приходя домой, выпивала по несколько стаканов воды и сразу ложилась спать, чтобы набраться сил для предстоящего трудного дня», – уточнила Инга Гаглоева.
Рита добавила, что и она набрасывалась на воду, как только приходила домой, а кушать ей уже и не хотелось.

Капризные, но благодарные
Больные бывали разные. Были и капризные, но наши героини находили общий язык с пациентами. Инга Гаглоева это связывает с большим стажем работы в отрасли. Она работает медсестрой в республиканской больнице более тридцати лет. Инга видела ужасы войны, работала в чрезвычайных условиях и в годы агрессий Грузии. Свой профессиональный долг она выполняла во все войны. Ей не привыкать работать в экстренных условиях.
«Многие меня узнавали по голосу, т. к. в костюме лицо не видно. Это больные, до этого лежавшие в отделении хирургии. Благодарных пациентов было много. Многие говорили, что не видят моего лица и не смогут меня узнать. Но я отвечала – я первая поздороваюсь», – с улыбкой отметила Инга.
А Ванда Кокоева называет больных своими родными и близкими людьми. «Для меня они все свои. Как не сказать ласковые слова обессиленной бабушке, которая смотрит на тебя невинным детским взглядом и видит в тебе спасителя. Не вспомнить молодую маму, которую дома ждут маленькие дети?», – задается вопросом Ванда.
Рита Кочиева добавила, что некоторые хотели, чтобы первым обслужили именно его, и немного ворчали. «Но мы старались не реагировать, относились с пониманием. Но были и очень доброжелательные, благодарили. Мы ко всем относились одинаково», – добавила Рита.

Рука помощи
По словам медсестер, работникам «красной зоны» неоценимую помощь оказывали волонтеры, в числе которых были и студенты медучилища. Помощь волонтеров была как никогда кстати. «Ведь пока медсестра ставит капельницы, волонтер набирает лекарства в шприцы, а это большая экономия сил и времени. Именно благодаря их активной гражданской позиции и помощи медсестры могли уделять больше времени больному и проводить своевременное лечение», – подчеркнули они. А желающих помочь медикам оказалось много. Среди них были и молодые ребята, помогавшие в установке кислородных баллонов, а также оказывали больным посильную помощь.
Вторая смена
Медсестры отметили, при необходимости, не раздумывая, снова вернутся в «красную зону», подчеркнув, долг каждого из них помогать в тяжелой ситуации. Рита и Инга пошли в «зону» и второй раз. Вышли буквально несколько дней назад. По мнению Инги, количество больных сейчас уменьшилось, более того чувствуется, люди начали переносить болезнь легче. «Если в детской больнице практически каждый второй был под кислородом, то сегодня нуждающиеся в кислороде – единицы. Причем, в первый раз работать было намного тяжелее. Это и непривычный ритм работы, большое количество пациентов, страх не успеть к больному. Я считаю, каждый медик обязан выполнять работу в сложных условиях, и я не слышала, чтобы кого-то не отпускали из дома в «красную зону». Это была наша работа», – считает она.
На наш вопрос, играет ли роль материальная составляющая в работе в «красной зоне», Рита возмущенно ответила: «А причем тут деньги? Из тех медработников, кого я знаю, ни один из-за денег не пошел в «красную зону». Только из чувства долга к своему народу и профессии».
Спустя время медсестра Ванда Кокоева не перестает удивляться, откуда в те дни черпала столько сил. «Картина дня усложнялась с каждым днем, больных прибывало больше и больше, поскольку в густо «заселенных» палатах не оставалось свободных койко-мест, пациентов приходилось располагать и в коридорах больницы», – говорит Ванда Кокоева. Она и сегодня периодически идет работать в «красную зону».

Слова благодарности
Профессионализм и чуткое отношение к больным не могло остаться незамеченным со стороны самих пациентов.
«Они лечили нас не только лекарствами, но и ласковым словом, понимающим взглядом. Их легкая рука сразу находила вену, и укол мягко и безболезненно уходил по сосудам. Ванда, Инга и Рита отличались внимательностью и сердобольностью. Когда настал час выписки, мы с легкой грустью в душе расставались с ними, говоря друг другу: «Как бы их отблагодарить за доброту, внимание и сострадание», – вспоминают пациенты.
О подвигах медицинских работников, спасающих жизни людей в условиях пандемии коронавируса, будут говорить еще долго, эти бойцы невидимого фронта навсегда останутся в истории и памяти благодарных пациентов.
А наши герои готовы любую минуту пойти в «красную зону»!
Алена ДЖИОТЫ