Проводник по Южной Осетии: как развивается туризм в республике?

Главный экскурсовод республики Гурам КАРСАНОВ – о работе гида и туристах

Вчера отмечался Всемирный день туризма. Южная Осетия постепенно входит в орбиту международного туристического движения. В республике появилось туристическое агентство «Карсан-тур», руководитель которого Гурам Карсанов поделился с нами о работе агентства и рассказал о туризме в республике.

– Гурам, почему решили стать экскурсоводом, как все началось?
– В профессиональный туризм попал совершенно случайно. Мне нравилось разъезжать по городам России. А когда работал в СМИ РЮО, к нам приезжали коллеги из других регионов и я их возил по нашим достопримечательностям, рассказывал обо всем. Как-то меня спросили: «Гурам, почему бы тебе не проводить экскурсии?». Видимо, этот вопрос стал своего рода толчком и я загорелся идеей о профессиональном туризме. А еще, туризм привлек свободой: над тобой нет командиров, ты сам выбираешь дорогу и не привязан к какому-то графику. Сам себе начальник!
– Гид – основная работа?
– Три года это – основная работа. А так, параллельно всегда чем-то занимался, в том числе по профессии. Заканчивал театральный ВУЗ, я актер. Зимой подрабатываю Дед Морозом, ведущим, ди-джеем.
– Пару слов о работе гидом. В чем состоит ваша работа?
– Я больше проводник-экскурсовод, нежели гид. Возможно, первооткрыватель для гостей, посетивших впервые Южную Осетию. Я не работаю по шаблонам. В процессе общения с приезжими нахожу пути соприкосновения. Понимаю, что интересно слушателям. Пытаюсь находить индивидуальный подход к каждому. Многие советуют, чтобы я больше рассказывал о войне. Да, говорю об этих событиях, но грузить гостей этой информацией не нужно. Они приехали отдохнуть, и пусть у них о Южной Осетии останутся только позитивные воспоминания. Я больше рассказываю о радужном настоящем и безоблачном будущем. Быть гидом – это значит быть порядочным человеком. Знать и любить свое дело.
А работа гида в том, чтобы грамотно и со вкусом донести информацию. Это не просто обычная поездка по горам, гости и сами могут это сделать. Но рассказать о горах, улице, истории дома, либо какой-нибудь местности, так, чтобы слушатель проникся всем своим нутром. Надо стараться удивить!
– Какие вопросы задают туристы?
– Зависит от того, откуда они. Иностранцев интересует политическая ситуация. Иногда кажется, что это «засланные казачки» (смеется). Их интересует, почему мы выбрали курс России, а не Европы и т.д.. А граждане России в основном интересуются бытом, культурой, кухней осетин и вином.
– Как проходит экскурсия зимой? Есть отличие в сезонах года?
– Самая сложная и опасная – зимняя экскурсия. Если бы дороги расчищали от снега ко всем ущельям, к которым я проезжаю летом, было бы хорошо. Из-за огромного количества снега туда очень проблематично попасть. И нужно как-то изощряться. Хорошо, что в этом году был горнолыжный курорт в Цон. А так, зимой, по большей части, работаю в Северной Осетии. Если вы заметили на моей машине написано «Экскурсии по Алании», то есть и по РЮО и по РСО-А. Я не делю Осетии.
– Откуда берутся идеи для экскурсий?
– Я максимально стараюсь, чтобы мои маршруты были безопасны. Перед тем как повезти гостя по экстремальным дорогам, сам должен проехать по ним, быть уверенным, что камень не упадет, земля из-под ног не уйдет и лавина не накроет. Сейчас спад туристического сезона и моя задача – изучать новые места, искать новые маршруты, это подобно шахматной игре. Ходить в библиотеки, читать про найденное место, спрашивать у сельчан, узнать легенды. Большая беда, что в селах осталось мало жителей.
– О мистическом. Что запредельного, из ряда вон выходящего, с вами приключалось?
– Идешь по лесу, тишина, даже листья на деревьях не шевелятся. Раз! Почувствовал дуновение ветра, услышал какой-то непонятный для человеческого слуха звук, отчего побежали мурашки по коже. Бывает застрял в глуши, где за помощью нужно идти 30 км, сотовая связь не работает. Бац! Вдруг откуда ни возьмись, появляется мужчина и помогает тебе вытолкнуть машину. Вот такие явления происходят.
– Самое необычное для вас место в Южной Осетии?
– Место, где я ощущаю сильнейшую энергетику – Морахский крест – символ Кударского уще-лья. Это вершина, откуда уходили на битвы, место, где проходили состязания, ритуальные мероприятия. Вроде республика небольшая, но столько в ней интересного. Мы прекрасно все знаем о пирамидах Хеопса, российской истории, но ничего не знаем про нашу маленькую Осетию. У нас очень богатая история. И она у нас прямо под ногами. Мы ее топчем, не замечая. И много чего пропадает, к сожалению.
– Бывает ли вам страшно перед новым местом?
– Любопытство все перечеркивает! Мне интересно познавать новое. Риск есть, но я люблю шампанское (смеется).
– Востребованы ли экскурсии по РЮО среди местных жителей?
– Когда я начинал, на местных жителей ставок не делал. У людей присутствует большая инерт-ность, нежелание интересоваться достопримечательностями. У нас понимают экскурсию, как выезд на природу, посидеть у реки и поесть. Мы стали пессимистами! Перестали верить в светлое будущее. Поверьте, живем намного лучше наших соседей.
– Расскажите о забавном случае во время экскурсий…
– В конце апреля приехала организация «Неизвестная Россия» – клуб путешественников, которые приезжают в непопулярные туристические места России. Идем по городу и задают мне вопрос: «Гурам, скажите, где ваши джигиты, почему по улицам никто не скачет на коне с кинжалом в руке и папахой на голове?». Объясняю, такого у нас уже нет, 21 век на дворе, как в это время из-за угла выскакивают всадники на конях в полной экипировке. Я встал в ступор (смеется). Оказывается, они спешили на свадьбу, отставали от свадебного картежа. А теперь представьте лица моих гостей…
– Какие места больше всего любят туристы?
– На самом деле о Южной Осетии не знают ничего. Порой задают вопрос: «А где море?» Объясняю: «Море в Абхазии».
– Опишите своих туристов
– У нас не туристы, а гости. Турист – это тот, с кого можно деньги содрать. И вся фишка Южной Осетии в том, что мы не смотрим на кошелек. Был один индус. Он очень плохо говорил по-английски, с жестким акцентом. Вожу его целый день по достопримечательностям, то минералкой хочу угостить – отказывается, кофе наливаю – не пьет, сосиски поджарил – не ест. Я в недоумении, интересуюсь у переводчика, в чем дело? На что он отвечает: «Он боится отравиться». Я рассмеялся, говорю, вы в своем Ганге и моетесь, и по нужде ходите, вещи стираете, прах людей выкидываете, и не боитесь отравиться, а тут на тебе!? Посмеялись вместе и забыли. Но все же он так ничего и не выпил.
– Случались ли стрессовые ситуации?
– Этим летом три девушки и малолетний мальчик заказали поход на водопады. Нужно было идти вверх по долине 6-7 км, сделать фотографии, покушать и уехать обратно. Но погода подвела, нужно было дважды переходить реку вброд. Речка не большая, но когда мы были еще наверху, начался сильный град. А в горах град – катастрофа. Уровень воды в реке поднялся моментально. Я не стал рисковать, сделал небольшой шалаш, и заночевали на месте. Под утро вода успокоилась, собрались выдвигаться, как в это время прибыли МЧС и МВД Квайсы. Все закончилось благополучно. Это для меня был урок. Я слишком понадеялся на погоду.
– Назовите топ 5 достопримечательностей либо мест, которые обязательно должен посетить любой турист.
– Цхинвал! Я обижаюсь на гостей, которые выбирают только другие места Южной Осетии. Советую обязательно посетить Уще-лье Белых Туальцев (Урстуалгом) – уникальная природа, минеральные источники. Кударское направление настоятельно советую – один из моих излюбленных маршрутов. И рекомендую не обделять Знаурский район. Он уникален своими историческими памятниками и богатыми лесами.
– В чем для вас секрет успеха идеальной экскурсии? Какие советы вы бы дали туристам, готовящимся посетить наш город?
– Ты только сегодня познакомился с людьми, а когда прощаетесь после экскурсии, они обнимают тебя, как родного. Вот это самое классное!
Надо заранее узнать о местности куда собрались. Хотя бы название государства, в которое едешь (смеется). Быть готовым, что это национальные республики и чтобы внешний вид не вызывал косых взглядов. В святых местах вести себя культурно. И пока не ожидать от Южной Осетии Турции, где все включено и все пресмыкаются. Мы другие, лишний раз не улыбнемся, суровые, зато мы честные.
Антонина САНАКОЕВА