Коста – мудрый учитель, справедливый воспитатель и лучший друг

Роль великого поэта в формировании личности современного ребенка

15 октября вся Осетия празднует день рождения выдающегося сына осетинского народа, поэта, публициста, художника и непоколебимого борца за справедливость Коста Хетагурова. Для нас Коста – олицетворение патриотизма, непрерывной работы над собой, смелости и осетинского духа. Но как воспринимают творчество поэта современные дети? Какую роль играет поэт в формировании личности каждого ребенка и актуальны ли его произведения в сегодняшнем мире? На эти вопросы нам ответили воспитатели детских садов и учителя осетинского языка и литературы.

Когда я работала над этой статьей, признаюсь, ожидала услышать, что имя Коста больше не вызывает у детей трепета. Все же время сейчас другое и у детей другие интересы. Приятно узнать, что дети охотно читают произведения поэта и даже учатся у него правильному поведению. Произведения Коста для ребенка – это школа жизни. Бессмертная классика, которая наставит на правильный путь с малых лет и поможет исправить ошибки, обрести себя в уже взрослом периоде жизни. Коста станет вам другом и учителем в любом возрасте, к нему надо лишь прислушаться.
Воспитательница подготовительной группы (дети 6-7 лет) Залина Дудаева рассказала нам, что дети учат произведения Коста, которые всегда были и будут актуальны – басни. Басни – самый эффективный метод показать ребенку, что есть хорошо, а что плохо. Поэтому они занимают отдельное место в творчестве поэта.
«Дети помладше учат самые простые стихотворения Коста – «Гино», «Дзывылдар», мы поем с ними песню «Кубады» и т.д., затем мы вводим программу посложнее, но в то же время интереснее – басни Коста. Они учат детей узнавать самих себя в героях, помогают найти недостатки и избавиться от них, рассказывают о мудрости жизни. Дети быстро определяют, кого автор высмеивает и стараются дать оценку действиям героя (герой неправ, так себя вести нельзя), и наоборот, определяют героя, на чьей стороне находится автор (он хороший, так можно себя вести). Детям очень нравится, что в конце басни всегда выигрывает положительный герой, то есть добро.
Помимо произведений Коста мы стараемся знакомить детей с его биографией. Конечно, мы не рассматриваем ее подробно, а лишь вкратце учим самые важные моменты его жизни. После выпуска из детского сада дети уносят с собой достаточно знаний о Коста и бывают готовы к более сложной программе в школе», – отметила воспитательница.
А как обстоят дела в школе? Ведь чем старше ребенок, тем сложнее его заинтересовать. Конечно, большую роль играет преподаватель и его методы обучения, во многом от него зависит – подружится ребенок с Коста или же автор останется лишь словом на страницах учебника. Учительница осетинского языка и литературы СОШ № 6 г.Цхинвала Лиана Догузова рассказала нам, какую роль играет творчество Коста в жизни учеников и как грамотно говорить с детьми об авторе.

«Коста приходит к нам в младенчестве с колыбельной, которую поет мама или бабушка «А-лол-лай» и сопровождает нас на всех жизненных этапах. Задача преподавателей по осетинскому языку и литературе – «подружить» автора и ученика, показать, что творчество Коста – это не скучно и сложно, а всегда актуально и интересно. Каждый год мы празднуем день рождения поэта, читаем стихи, рассказываем о его жизни, рисуем стенгазеты и устраиваем викторины. Также без творчества Коста не проходит ни одно мероприятие, посвященное осетинскому языку и культуре.
Дети приходят к нам после садиков уже знакомые с творчеством Коста. Перед школьным учителем стоит задача постепенно углублять его знания и вводить программу посложнее, при этом не отбив желание ребенка учиться.
Чтобы помочь детям познакомиться с автором, я часто рассказываю им интересные моменты из его жизни. Учитель должен опираться на информацию в учебнике, но она бывает «сухая» для восприятия. Нужно персонализировать информацию под каждого ученика, показать, что Коста был когда-то таким же ребенком, как и они. «Дети, представьте, как сложно было Коста жить в селе Нар. У него не было возможностей и условий, но смотрите, как он старался учиться ради своей Родины, ради нас с вами, и мы не должны его подвести», – часто говорю я.
Отдельное место в формировании личности ребенка, конечно, занимают басни Коста. Дети их очень любят. Помимо того, что они должны уметь их анализировать, мы делаем к ним иллюстрации в тетрадях. Этот метод помогает детям углубиться в смысл басни и развивает их творческие способности.
Расскажу вам случай из сегодняшнего опыта. Мы проходим стихотворение «Лагау – Будь мужчиной», где Коста призывает детей не лениться, следить за гигиеной, хорошо учиться, радоваться жизни. Огромный поучительный смысл для ребенка, заключенный в небольшом стихотворении. Мы обсуждаем с детьми, ведут ли они себя так же, как наказал автор? Могут ли они назвать себя мужчинами и хорошими людьми? «Дети, а вы сегодня не ленились? Вы спешили в школу, как написано у Коста?», – такие вопросы поднимаются на уроках и если ответ на них бывает «да», детям самим бывает очень приятно. Это пример одного стихотворения, но абсолютно каждое произведение Коста учит детей правильному поведению.
Они не теряют актуальности, будто поэт сидит где-то рядом, смотрит на нас и так пишет свои стихи и рассказы. Поэтому смело могу сказать, что доверяю воспитание детей Коста. Он помощник для каждого родителя и учителя!»,- поделилась Лиана Догузова.
Думаю, Коста Хетагурову было бы очень приятно знать, что его до сих пор ценят и он воспитал и воспитает еще ни одно поколение. Коста никогда не ошибался. Он был неправ лишь однажды, когда написал в своем стихотворении «Зонын», что после его смерти о нем все забудут, но мы любим и будем любить его всегда! С днем рождения, наше достояние, наш Коста!

Анна ТЕДЕЕВ