Завершилась третья экспедиция по поиску пропавшего леопарда Эльбруса

В горах Южной Осетии в этом месяце завершилась третья экспедиция по поиску пропавшего леопарда Эльбруса. Об этом нас проинформировала старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН Анна Ячменникова.

Участники экспедиции, добравшись до места, откуда идет сигнал спутникового ошейника на леопарде, попытались прояснить судьбу исчезнувшего в декабре 2018 года переднеазиатского леопарда Эльбруса, но недельные поиски в условиях высокогорья не дали результатов. После этого ученые-зоологи приняли решение завершить экспедиционную фазу поисков краснокнижного кошачьего хищника.
Как нам рассказала Анна Ячменникова, третья фаза поисков изначально была запланирована на август.
Участники экспедиции прошли необходимую подготовку, а проект ИПЭЭ РАН и РусГидро оснастили экспедиционную группу необходимым снаряжением и современной техникой. Участники экспедиции рассчитывали, что в конце лета объем спрессованных снего-ка-менных масс на горном хребте Кударского перевала, где предположительно пропал леопард Эльб-рус, заметно сократится и можно будет дать ответ о причинах его исчезновения. Однако после недели поисковых работ в условиях, сопряженных с риском для жизни, было принято решение прекратить экспедиционные поиски.
«Это был сложный маршрут и очень непростое место для поисковых работ. В условиях риска для жизни, связанного с сыпучими горными породами, гладкими отвесными стенами каменного желоба, где висит ледниковый панцирь с камнями, из которого исходит сигнал ошейника и вероятностью его обвала, мы несколько дней пытались откопать ошейник Эльбруса, который подавал слабеющий сигнал через толщу ледово-каменной массы. Однако он находится на большой глубине, и вручную откопать его не представлялось возможным, потому как тогда необходимо выбрать приличный объем льда с камнями, с риском нарушить ледник. В таком случае из котловины быстро выбраться невозможно. Район труднодоступен даже для пеших с богатым полевым опытом людей, а о возможности доставить спецтехнику вовсе и не идет речь», – проинформировала А. Ячменникова.
По ее словам, в дальнейшем поиски переднеазиатского леопарда будут вестись на основе матрицы фотоловушек, предварительно установленных в местах наиболее вероятного появления кошачьего хищника.
«Пока же ученые-зоологи, которые ведут мониторинг выпущенных чуть более года назад переднеазиатских леопардов, будут считать Эльбруса пропавшим без вести. По одной из версий, животное могло попасть в лавину, по другой – леопард мог скинуть ошейник со спутниковым датчиком слежения и продолжить свой путь. Работа мониторинговой группы будет продолжена по части охраны леопарда Волны, а также других особей, выпуск которых запланирован на 2020 год», – сказала Анна Ячменникова.
В состав третьей экспедиционной группы по поиску леопарда Эльбруса входили научные сотрудники ИПЭЭ РАН (г. Москва), ИЭГТ РАН (г. Нальчик), Северо-Осетинского государственного природного заповедника (г. Алагир), Комитета по геологии, экологии и природопользованию Южной Осетии (г. Цхинвал).
В 2005 году специалисты Российской академии наук и WWF России разработали программу восстановления популяции леопарда на Кавказе. В 2007 году ее утвердили на уровне правительства РФ. Реализацию государственной Программы восстановления переднеазиатского леопарда поддержал лично Президент РФ В.В. Путин.
Напомним, что в июле 2018 г. переднеазиатские леопарды Эльбрус и Волна были выпущены на территории национального парка «Алания» в Дигорском ущелье. Впоследствии они разными путями и в разные сроки перешли в Турмонский заказник, а оттуда – в Алагирское ущелье. Впоследствии Волна вернулась в Дигорское ущелье, а Эльбрус пересек границу Южной Осетии, что было прогнозируемо специалистами: леопард в процессе освоения новых территорий мог перебраться на зимовку через Большой Кавказский хребет.

Алена КИСИЕВА