Война и мир: как возрождали сферу культуры Южной Осетии

Первая половина и конец августа каждого года для жителей Южной Осетии, находившихся в республике в 2008 году, является временем воспоминаний, наполненных щемящей душу печалью, болью о погибших и пострадавших и, конечно же, ощущением торжества справедливости, наставшей спустя 19 лет ожидания. Вместе с тем, среди всей этой гаммы чувствований есть безмерная благодарность к тем, кто встал рядом с нами, поддержав в трудную минуту и дав надежду на возрождение из пепла. Тогда руку помощи протянули многие. Южная Осетия получила не только материальную, но и моральную помощь.
Двадцать первого августа 2008-го, почти сразу после окончания военных действий, поддержать свой народ приезжает легендарный маэстро Валерий Гергиев с коллективом Мариинского театра. Вслед за Гергиевым поддержать уставших от горя цхинвальцев приезжают народный артист России Иосиф Кобзон и многие другие известные российские деятели культуры. Долгое время в Южной Осетии высаживался десант за десантом популярных российских творческих коллективов, стремившихся своим искусством придать жителям республики новые силы, прикосновением к миру прекрасного пробудить в них новый импульс, желание жить и созидать.
Огромную работу в Южной Осетии после признания со стороны России провели исполнители академической музыки. Почти весь месяц в Цхинвале проходил фестиваль «В гостях у Ларисы Гергиевой», затем, в рамках закрытия Года Приднестровской Молдавской Республики, в РЮО приезжает Государственный симфонический оркестр ПМР. Как заметил тогда один из оркестрантов, «…в сознании людей прочно укоренилась мысль, что он венец и повелитель природы. Полеты в космос, прогулка по Луне, расщепление атома и чудо лазерного луча, трансплантация сердца – яркие свидетельства величия и могущества человеческого духа. Но вот в страшной войне содрогнулась земля Осетии. Под руинами погибли люди, многие остались без крова – так война напомнила человеку о его беззащитности. Поэтому мы, творческие люди, хотим хоть как-то поддержать своей музыкой, своим искусством вас, цхинвальцы!».
В течение года, прошедшего после августовских событий, в Цхинвал приезжали выдающиеся коллективы и исполнители классической музыки, люди, которые понимали истинную ее ценность, кто знал, говоря словами поэта, «что музыка — иной субстант, тут ни руками, а перстами…». Они зажигали полным светом едва тлеющий огонек в душах цхинвальцев и осветили казалось бы безрадостный их горизонт.
Один за другим происходили значимые мероприятия в сфере культуры республики, в их числе концерт лауреата международных премий Златы Чочиевой, Северо-Осетинского государственного национального симфонического оркестра, первый Международный детско-юношеский фестиваль «Яблоко Нартов», запомнившийся своими масштабами и оригинальным сценарием… Ровно через год после грузинской агрессии в Цхинвал вновь приезжают артисты Мариинки во главе с Татарниковым, учеником Валерия Гергиева. Они дают концерт-реквием.
Наблюдая за ходом всех этих культурных событий, в которых приняли участие известные коллективы и маститые исполнители академической музыки, можно сказать: магистральные процессы, характерные особенности не только собственно музыкального творчества, но и культурной жизни России в целом как в зеркале отражались на единственно оставшейся после грузинского нашествия на Цхинвал сцене зала хореографической школы-студии. И по сей день цхинвальцы с благодарностью вспоминают тех российских исполнителей и деятелей культуры, которые встали рядом с ними в час скорби.
Объекты культуры
уничтожались
целенаправленно
После признания со стороны России и начала финансирования восстановительных работ из российского бюджета большинство жителей Южной Осетии верило, что удастся в кратчайшие сроки восстановить разрушенное, в том числе в сфере культуры, которой был нанесен поистине колоссальный ущерб. Беспрецедентная по своей жестокости военная акция, которая определяется одним емким словом – геноцид, в полной мере затронула и культурную составляющую жизнедеятельности республики. Есть немало доказательств того, как грузинские агрессоры целенаправленно уничтожали объекты культуры, архитектурные памятники, включая церкви и т.д.
Предварительная оценка ущерба, нанесенного культуре Южной Осетии в результате грузинской агрессии, по чисто техническим параметрам составляла более 2 млрд. рублей по ценам 2008 года. Эти данные приводил тогдашний министр культуры РЮО Тамерлан Дзудцов, ныне занимающий должность художественного руководителя Юго-Осетинского госдрамтеатра.
Полностью был уничтожен архитектурный центр города под названием Еврейский квартал, сож-жен органный зал в здании парламента. Дотла был сожжен Дом-музей Василия Абаева вместе с его рукописями, личными вещами и письмами. Не осталось ни одного значимого объекта культуры, который не получил бы повреждение. Чем действительно отличаются грузинские нацисты от тех, которые в 40-х годах прошлого века надругались над усадьбой великого русского писателя Льва Толстого? Преступления тех нацистов осудил Нюрнбергский процесс – за преступления против человечества нынешние их последователи пока что избежали правосудия благодаря политике двойных стандартов.
На первоначальном этапе восстановительных работ планировалось построить с нуля или капитально отремонтировать более 17 объектов национальной культуры. Эти замыслы в тот период так и не были реализованы из-за проблем, возникших в ходе восстановления республики. Тем не менее, после их преодоления, спустя 14 лет мы можем сказать, что усилия, приложенные для возрождения сферы культуры, были поистине грандиозными. Республика получила новый музейный комплекс, благодаря чему удалось вернуть знаменитую коллекцию Баграта Техова из Тлийских могильников. Национальный музей с его разнообразными экспозициями, охватывающими разные периоды в истории Осетии, за последние годы стал любимым местом посещения для приезжающих туристов. Свое пристанище вновь обрел и Юго-Осетинский государственный драматический театр, функционал отстроенного по современным стандартам здания позволил придать работе югоосетинской труппы новую динамику, благодаря чему ей удается успешно выступать на российских театральных площадках. Также было капитально отремонтировано здание Республиканской библиотеки имени Анахарсиса, свое здание получил государственный ансамбль «Симд». Построены десятки других объектов в сфере культуры, в том числе в районах Южной Осетии. Акцент, поставленный на возрождение культурной составляющей, неслучаен, ведь культура – это среда, в которой живет народ и в которой он формируется.
Как признает Тамерлан Дзудцов, если сравнивать ситуацию в сфере культуры до признания и после, то можно констатировать кардинальные изменения. «Раны, нанесенные войной национальной культуре Южной Осетии, конечно же, до сих пор кровоточат. Однако, то что было тогда, и то, что мы видим сегодня, это совершенно разные вещи. За прошедшие годы ситуация в сфере культуры кардинально изменилась. Я прекрасно помню, что у нас было в этой сфере до признания республики. Тогда сложности были во всем, включая трудности в налаживании сотрудничества с творческими коллективами и официальными структурами как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Гастроли театра в российских регионах часто приходилось организовывать, опираясь на устные соглашения. Приходилось долго и упорно работать над реализацией проектов в сфере культуры», – вспоминает Тамерлан Дзудцов.
По его словам, после признания независимости Южной Осетии и помощи со стороны РФ, помимо строительства нового здания для театра появились благоприятные условия, способствующие развитию югоосетинского театрального искусства.
«Сегодня Юго-Осетинский госдрамтеатр участвует в проекте Министерства культуры Российской Федерации «Большие гастроли», нас приглашают и на тематические фестивали, куда мы посылаем заявки, и на другие театральные площадки тоже. Если с нашей стороны есть продукт хороший, качественный, я имею в виду спектакль, то его включат в программу любого российского фестиваля», – говорит худрук театра.
Другой серьезной проблемой для творческих коллективов Юж-ной Осетии до признания были плохие условия работы, не соответствующие элементарным нормам. «Почти все коллективы работали в ужасных условиях, в помещениях, где зачастую не обеспечивались элементарные санитарно-технические нормы. Это касается того же «Симда» и театра. Оркестр народных инструментов под управлением Нины Валиевой также занимался в жутких условиях. Не было ни инструментов, ни отопления. Тем не менее, весь этот живой ресурс выезжал, двигался, другое дело – какой ценой мы достигали результатов. Сейчас созданы все условия, просто надо больше работать», – отмечает Тамерлан Дзудцов.
Он полагает, что дальнейшему развитию культурной составляющей Южной Осетии будет способствовать Концепция развития национальной культуры, которая разрабатывается на сегодняшний день минкультом республики и где должны быть более четко обозначены приоритетные направления.

Алла ГЕРГАУЛОВА