/«Юлий Цезарь» покорил Москву: Тамерлан Дзудцов об успешных гастролях

«Юлий Цезарь» покорил Москву: Тамерлан Дзудцов об успешных гастролях

Спектакли, представленные Юго-Осетинским госдрамтеатром в Москве, произвели незабываемое впечатление на зрителей. Об этом журналистам рассказал художественный руководитель театра Тамерлан Дзудцов.

По его словам, гастроли в столице Российской Федерации проходили с 5 по 8 апреля и были приурочены к 90-летию Юго-Осетинского госдрамтеатра. Показ был проведен в рамках Арбатских встреч, которые были организованы Центральным домом актера имени Яблочкиной в Москве.
На суд московского зрителя югоосетинская труппа представила три спектакля — «Антигона» Жана Ануя, «Юлий Цезарь» Шекспира и «Фандо и Лис» Аррабаля, выступив на сцене Центрального дома актера им. А.А. Яблочкиной, Вахтанговского и Российского академического Молодежного театров. Финансовую поддержку гастролям театра оказал президент Южной Осетии Анатолий Бибилов.
«Мы специально выбрали для гастролей спектакли малой формы, так как предполагалось выступление в маленьких залах, в которых помещается до 100 человек. Гастроли в Москве начались 4 апреля — с показа на сцене театра имени Вахтангова «Антигоны». Спектакль невероятно вписался в колорит зала. В небольшом помещении артисты находились близко от зрителей, что стало испытанием для их творческой профессии, а для последних — неким потрясением. «Антигона» произвела большое впечатление на театралов», — сказал Тамерлан Дзудцов.
Он отметил, что наибольшие овации зала из трех спектаклей, представленных югоосетинской труппой, вызвал «Юлий Цезарь». «Честно говоря, я боялся за «Антигону» и «Юлия Цезаря», опасался того, что они могут не так прозвучать на новых сценах. Все вышло наоборот. Самый большой фурор произвел «Юлий Цезарь». Нам говорили о том, насколько он актуален и насколько мы выразили в нем отношение к тому, что везде происходит сегодня. Надо сказать, что этот спектакль обрел вторую жизнь, он был восстановлен нами, в последний раз труппа играла его в 2009 году. Роли в нем исполняют те же артисты, единственное — из-за болезни Виталия Наниева его заменил Эдуард Гаглоев, который очень даже справился со своей работой», — рассказал худрук театра.

Удивили искушенных московских театралов
Как отметил Тамерлан Дзудцов, югоосетинские артисты, выступая перед искушенным московским зрителем, проявили себя на самом высоком уровне, несмотря на то, что столичных театралов трудно чем-либо удивить, учитывая наличие в Москве театров любого жанра.
«Мы наблюдали полную тишину в зале, а после спектаклей народ не расходился, хотел общаться с артистами. Мы получили признание в том, что в последнее время зрители не видели ничего подобного в московских театрах. В залах было слышно дыхание артистов, и они находились совсем недалеко от зрителей. Это было определенное испытание для них, но они с ним успешно справились. Очень сильную реакцию своей игрой во всех трех спектаклях у московских зрителей вызвал Сослан Бибилов. Великолепно проявили себя также Василий Техов, Сослан Джиоев, Жан-Жак Харебов, Геор Валиев, Андрей Чочиев, Батрадз Кумаритов и все героини — Альбина Хугаева, Натия Чохели, Милена Сагирова, Жанна Догузова. Зарина Бекоева, сыгравшая главную роль в «Антигоне», вновь всех удивила. Никто не мог поверить в то, что она так молода и лишь три года на сцене после учебы», — сказал Тамерлан Дзудцов.
Он добавил, что формат всех трех спектаклей был разным, и артисты в каждом из них по-разному преподносили себя, не повторяясь при этом. И это обстоятельство произвело сильное впечатление на зрителей.
Худрук Юго-Осетинского госдрамтеатра также отметил, что выступление в малых залах стало для труппы хорошим опытом. Теперь такие же спектакли будут ставиться и для югоосетинского зрителя.
«На третий день мы представили спектакль «Фандо и Лис» в постановке Яна Яновского на сцене Российского академического молодежного театра, и здесь наши артисты были на самом высоком уровне. В самый последний день мы этот спектакль еще показали в Центральном доме актера. Из маститых российских артистов там присутствовали Юрий Назаров и Гоша Куценко. После спектакля он зашел к артистам в гримерку, лично каждого поблагодарил за высокую работу. Центральный дом актёров, в свою очередь, наградил нас дипломами за представленные работы», — сообщил Тамерлан Дзудцов.
После показов спектаклей югоосетинская труппа организовала творческую встречу с артистами московских театров, выступив с отдельными номерами, включающими в себя танцы, песни и стихотворения, посвященные Коста. Вечер получил название «870 метров над уровнем моря». Именно на такой высоте над уровнем моря находится город Цхинвал.
Еще одним успешным мероприятием для Юго-Осетинского госдрамтеатра стало открытие выставки, посвященной истории югоосетинского храма Мельпомены. В экспозиции, развернутой в фойе Центрального дома актера, были представлены старые и новые афиши, фотографии, программы, эскизы художников, костюмы, одним словом, все, что могло рассказать об истории югоосетинского театра.
«Восхищались не только наши земляки, но и московские театралы, пришедшие на выставку. Они были восхищены и удивлены в плане того, на каком уровне у нас происходит формирование репертуара», — сказал худрук.

Дальнейшие планы на текущий год
В настоящее время, по словам Тамерлана Дзудцова, Юго-Осетинский госдрамтеатр готовит пьесу «Дон Жуан» Мольера в постановке режиссера Дигорского театра Казбека Джелиева. В начале мая спектакль, по всей вероятности, будет сдан и вынесен на суд зрителя. После этого югоосетинская труппа приступает к полномасштабной работе над спектаклем «Последний свидетель», посвященной теме геноцида осетинского народа в 1920 году. Декорации, заказанные в Северной Осетии, скоро доставят в Цхинвал. «Это очень масштабная работа, там занята вся труппа театра, задействованы также приглашенные артисты из Северной Осетии. В одной из сцен будет принимать участие и Дигорский театр. Как раз по сценарию драмы наши беженцы, перешедшие хребет, спустились в Дигорию и какие-то элементы дигорского диалекта должны прозвучать», – уточнил Тамерлан Дзудцов.
Показ спектакля «Последний свидетель» состоится 20 июня. Специально к спектаклю пишется музыка композитором Муратом Плиевым.
Помимо этого, восстанавливаются спектакли «Амран» и «Бременские музыканты» для детей, который будет идти до конца сезона. В репертуар Юго-Осетинского театра будет принята еще новая осетинская сказка автора Алана Остаева «Æдылыбег æмæ зæн-джынбег».
«Кроме того, мы пригласили режиссера Алексея Размахова, который будет ставить «Самоубийцу» Николая Эрдмана. Ведутся переговоры и с Изабеллой Каргиновой на предмет постановки спектакля к 60-летию народной артистки Республики Фатимы Качмазовой. Также планируются гастроли в Санкт-Петербург и Абхазию. Намечаются и выезды на фестивали, которые будут проводиться в России. В частности, «Юлий Цезарь» — один из претендентов на фестиваль «Федерация», который будет проходить в Грозном в сентябре 2021 года. Одним словом, этот год будет насыщен работой», — заключил худрук госдрамтеатра.
Наряду с громкими премьерами и гастролями одним из наиболее значимых творческих проектов года для югоосетинской труппы станет празднование 90-летнего юбилея госдрамтеатра, которое намечено на осень.
«На торжества хотим пригласить делегации, представляющие все театры Северного Кавказа», — уточнил Тамерлан Дзудцов.
Серьезное внимание планируется уделить и повышению уровня мастерства артистов театра. С этой целью будут проводиться мастер-классы, а также привлекаться театральные критики из-за пределов республики для оценки тех или иных спектаклей.
«В середине мая к нам приезжает Российский молодежный академический театр во главе с художественным руководителем Баракиным. С ним есть договоренность о том, чтобы он провел мастер-классы и с артистами, и со студентами факультета театрального мастерства ЮОГУ. Вопрос с театральными критиками мы тоже намерены решить. Очень важно слышать замечания от специалиста и прислушиваться к ним. Некая «встряска» нужна и режиссеру, и артисту. Потом необходимо регулярно выезжать за пределы республики, чтобы, как говорится, «не вариться в собственном соку», — уверен Тамерлан Дзудцов.

И.ТЕДЕЕВА