На сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ), которая начала работу 4 июля, был принят ряд антироссийских резолюций. В их числе Комитет по политическим вопросам и безопасности ПА ОБСЕ приняла на заседании в воскресенье, можно сказать, ежегодную резолюцию, где комитет призвал Россию «отменить свое незаконное решение о признании независимости оккупированных территорий Грузии», то есть Южной Осетии и Абхазии.
Россия обвиняется в «оккупации» и попытках «фактической аннексии» РЮО и РА. За принятие резолюции, основным автором которого выступила грузинский политик С. Кацарава, проголосовали 50 членов нацделегаций, пять из них выступили против и девять воздержались. ПА ОБСЕ в очередной раз выражает «полную поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии». В резолюции выражается «серьезная озабоченность по поводу того, что Грузия лишена возможности осуществлять законную юрисдикцию над своей территорией в связи с незаконной оккупацией Российской Федерацией и ее шагами в направлении фактической аннексии» Абхазии и Южной Осетии. Помимо этого, в резолюции возлагают «ответственность» на Россию «за грубые нарушения прав человека и основных свобод на местах» и наращивание военного присутствия на территориях РЮО и РА, что и осуждается ассамблеей.
Свое мнение о принятой резолюции ПА ОБСЕ насчет «оккупированных территорий» и насколько объективно члены ПА ОБСЕ рассматривают «болезненный» для Грузии вопрос, нам прокомментировали российские эксперты.
Приняли «кота в мешке»?..
«Складывается впечатление, что члены комитета ПА ОБСЕ приняли грузинский проект резолюции, не читая его. В ней не учтены ни аргументы России, ни хорошо известные доводы Южной Осетии и Абхазии. Документ нельзя назвать объективным. Другое дело, что никакого влияния на положение дел в регионе он не окажет», – считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.
Кроме того, российский политолог пояснил насчет «обеспокоенности» членов ассамблеи о наращивании военного присутст-вия России на территориях Юж-ной Осетии и Абхазии, что российское военное присутствие в РЮО и РА – это ответ на военную активность НАТО и США в Грузии.
08.08.08 перевесил весы и независимость признана
Российский политолог, руководитель проекта «Ближний Восток – Северный Кавказ: культурная политика в деле укрепления межнационального мира и межрелигиозного согласия» Михаил Чернов уверен, что: «В европейских структурах могут говорить что угодно и принимать какие-либо декларации, но они никакого влияния на реальную политику Южной Осетии и Абхазии не имеют, и в принципе иметь не могут».
По словам российского эксперта, Европа на данный момент слишком слаба, чтобы проецировать свои политические воззрения и пристрастия на какие-то регионы, даже примыкающие к Европейскому Союзу.
«Такая ситуация, конечно, может измениться и наверняка изменится, но на данный момент это так. И сегодня на эти обращения и принятые декларации можно не обращать никакого внимания. Кроме того, тот инцидент, который имел место вчера, он достаточно знаковый и он будет определять и окажет влияние на реальные взаимоотношения России и Грузии достаточно надолго вне зависимости от того, какие силы придут к власти в этой стране и как будет развиваться политическая ситуация», – отметил он.
Уточним, что Михаил Чернов, упоминая об инциденте, имеет в виду нецензурное высказывание ведущего оппозиционного телеканала «Рустави-2» в адрес Владимира Путина.
«Понятно, что провокация и канал саакашвилевский, понятно, что ведущий идиот. И, скорее всего, Россия не будет отвечать совсем резко (и не должна – кому отвечать? Зачем?). Но есть один нюанс. Бывает, когда перегибается палка. Я вот сам наблюдал и знаю, как было с Южной Осетией. Ну, не было там со стороны РФ однозначности, в Москве оставляли пространство для обратного хода. Кто-то искренне «играл» за Осетию, а кто-то считал, что правильнее за Грузию, но 08.08.08 перевесил весы и все… Независимость признана.
Сейчас выстраивали отношения – ни шатко, ни валко с обеих сторон – но диалог был по транзиту, по экономике, контакты и т.п., о фрагментации не было и речи. Но вот это на «Рустави»… Я вполне допускаю, что это могло стать камешком на весах, и принципиальное решение будет принято. И не сегодня-завтра или послезавтра, закавказская карта будет совсем другой», – отметил политолог.
Поэтому, по словам Михаила Чернова, можно принимать любые декларации, но независимость Южной Осетии и Абхазии – свершившийся факт, и, по его мнению, это не последняя независимость на данном пространстве.
Мадина БЯЗРОВА