На днях свой 65-летний юбилей отметил общественно-политический деятель Южной Осетии Константин Георгиевич Дзугаев.
Коста Дзугаев родился в Цхинвале, в семье известного осетинского писателя Георгия Дзугаева. По окончании Цхинвальской средней школы №6 поступил на физико-математический факультет ЮОГПИ, где был руководителем студенческого научного общества. Параллельно окончил Цхинвальское музыкальное училище. Трудовую карьеру начал преподавателем физики и математики в Кировской средней школе, затем в Цхинвальской средней школе №12. С 1980 по 1982 г. служил в Вооружённых Силах СССР, а вернувшись, начал работать замдиректора Цхинвальского музыкального училища. С 1984 г. – преподаватель кафедры философии ЮОГПИ. В 1985-1988 гг. – аспирант Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко. Защитил кандидатскую диссертацию. Вернувшись в Южную Осетию, Дзугаев проработал ст. преподавателем кафедры философии ЮОГПИ, проректором по идейно-воспитательной (затем – научной) работе.
23 ноября 1989 г. К. Дзугаев, наряду со многими жителями Цхинвала, сделал свой гражданский выбор: приостановил научную деятельность и посвятил себя борьбе за будущее Южной Осетии. Именно с этого периода начинается его общественно-политическая деятельность. С 6 января 1991 г., после начала вооружённой борьбы против агрессии грузинских нацистов, Дзугаев встаёт в ряды защитников Отечества. А в 1994 г. он был избран депутатом Верховного Совета РЮО, где возглавил Комитет по законодательству, законности и правам человека. После перехода от парламентской к президентской форме власти в республике, в 1997 г. был избран Председателем Парламента РЮО, также работал госсоветником Президента РЮО Л. Чибирова, а после Председателем Госкомитета информации и печати. Состоял членом Центральной избирательной комиссии РЮО.
Все эти годы Коста Дзугаев, наряду с политической, вел активную общественную и научную деятельность. В 2001 г. Дзугаев вернулся на полный штат ЮОГУ им. А. Тибилова. Он оказался востребован и в качестве эксперта по югоосетинской проблематике, его экспертные научные работы публикуются в России, ряде стран ближнего и дальнего зарубежья. С 2003 по 2006 гг. К. Дзугаев – докторант кафедры политологии СОГУ им. К. Л. Хетагурова. Научные интересы Дзугаева сосредоточены на актуальной для РЮО проблематике – её политического становления, урегулирования грузино-осетинского конфликта, вхождения Южной Осетии в состав России и воссоединению разделённого осетинского народа. В 2013 г. он стал лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую книгу по кавказской тематике. А в 2019 г. за монографическое исследование в трёх томах о проблеме воссоединения Осетии Дзугаев стал лауреатом Государственной премии им. К. Хетагурова.
За свои заслуги награждён медалью «10 лет Республике Южная Осетия», медалью «Защитник Отечества», медалью «За воинскую доблесть» 2 степени, медалью ЛНР «За усердие», а также наградами РФ.
В интервью нашей газете Константин Дзугаев рассказал о своей политической и научной деятельности и о своем видении разрешения некоторых актуальных вопросов для республики.
– Константин Георгиевич, расскажите, как Вы, будучи научным деятелем, пришли в политику?
– Политикой пришлось заняться ещё в бюро обкома комсомола, где начал работать по приглашению Ибрагима Джиоева (впоследствии стал депутатом первого созыва Верховного Совета). Ведь это на самом деле так: или вы занимаетесь политикой, или политика занимается вами. Надо выбирать активную жизненную позицию, чтобы не тащиться по обочине жизни.
– Самый значимый момент или важное решение для Вас в роли политика?
– Трудно сказать… Очень важным было решение о создании совета командиров боевых отрядов, с Эдуардом Кокоевым мы их начали собирать в единую структуру. Помню установочную беседу с Ахсарбеком Галазовым, после неё многое удалось сделать в осетино-осетинских отношениях в те годы. Наверное, большое значение имела и договорённость, достигнутая в ходе встречи с Эдуардом Шеварднадзе (на встрече были с Константином Кочиевым), о вызволении из грузинских тюрем наших парней. Тогда из грузинской тюрьмы удалось вытащить 14 человек.
– Курьезные случаи были в политической практике?
– Конечно, как же без этого. Редактору газеты «Молодежь Осетии» (ныне «Республика» Андрею Кочиеву дал интервью 1 апреля о готовящемся законе о многожёнстве – поверили! А кое-кто до сих пор не может мне простить, что закон так и не был принят.
– Вы выпустили в свет ряд научных публикаций, монографий и книг, многие из которых посвящены теме воссоединения двух Осетий. Как Вы считаете, на сегодняшний день разделенный осетинский народ смог продвинуться в этом направлении? И Ваше мнение, что необходимо сделать, чтобы воссоединение все же произошло на практике?
– Мы серьёзно продвинулись на пути воссоединения. Во-первых, мы вышли из состава грузинского государства и получили признание своей Республики. Во-вторых, мы выбрали в президенты политика, состоявшегося на лозунге воссоединения. В-третьих, Владимир Путин русским языком нам всем сказал, что «судьба Южной Осетии должна решиться так, как этого хочет осетинский народ». Но последние годы я с тревогой вижу торможение воссоединительного процесса. Известная группа лиц старается сократить нашу волю к воссоединению, увести в сторону порыв народа к единству, опустить нас в ощущение безнадёжности, общественного паралича. Считаю, что «команда» Анатолия Бибилова весьма-таки недорабатывает в этом самом главном для нас вопросе.
– Говоря о тематике Ваших трудов, необходимо также отметить и работы, так или иначе подтверждающие геноцид осетинского народа со стороны Грузии. Как Вы полагаете, есть ли у осетинского народа достаточно материала о геноциде, чтобы заявлять о нём и добиваться признания массового убийства осетин представителями грузинской нации. Какие конкретные шаги необходимо сегодня делать, чтобы международное сообщество признало геноцид осетинского народа?
– Материала более чем достаточно, доказательства геноцидной политики Грузии в отношении осетин бесспорны и неопровержимы. Надо правильно определить адресацию наших усилий – куда их направлять в первую очередь? Думаю, что не в сторону Запада: эти государства никогда не признают геноцида осетин, поэтому их надо просто непрерывно об этом информировать на всех площадках. Главным для нас было, есть и будет работа с Россией: там надо всеми возможностями продвигать вопрос геноцида.
И аргумент геноцида – это колоссальный аргумент для решения вопроса о вхождении нашей Республики в состав России, как единственная полная гарантия безопасности.
– Научный труд, который Вы можете назвать самым важным, значимым?
– Серия монографий о проблематике воссоединения Осетии. На днях состоится презентация четвёртой монографии – приглашаю всех желающих.
– Есть ли сожаление по поводу сделанного или наоборот упущенного в Вашей политической, общественной или же научной деятельности?
– Если при жизни не успею «доделать» воссоединение – потом буду сожалеть, да. В науке вроде бы сожалеть особенно не о чем, продолжаю работать, есть интересные планы.
– 65 лет, накоплен багаж знаний, научные труды, у Вас есть в перспективе важные планы, которые остались пока нереализованными?
– Так бывает всегда. Вот Нафи в 90 лет тоже имел важные замыслы – например, сопоставительный анализ Махабхараты и Нартиады… Тут ведь как Бог позволит. Надеюсь завершить книгу о фамилии Дзугаевых, завершить монографию о начальном периоде нашей новейшей истории (1989-1994 гг.), работаю над философскими текстами. А самый важный нереализованный план – стать дедом! Вот в этом прошу со всей искренностью пожелать мне удачи.
– Что ж, удачи Вам, и не только в этом, и примите поздравления от редакции газеты «Южная Осетия».
Мадина БЯЗРОВА