На югоосетинской территории близ села Уиста (Цнелис) правоохранительные силы Грузии 23-24 августа незаконно выставили полицейский пост в относительной близости от югоосетинского села, нависает над зданиями бывшего предприятия «Югостальк» и вызывает у местных жителей страх. Это является грубейшим нарушением государственной границы Южной Осетии. Обсудить сложившуюся ситуацию, рассказать об исторических предпосылках конфликта и еще раз заявить о неоспоримых фактах, подтверждающих прохождение линии госграницы Южной Осетии, на пресс-конференцию были приглашены ведущие историки Южной Осетии Юрий Гаглойти, Гиви Гатикоев и Мурат Джиоев, который также является и полномочным представителем президента по вопросам постконфликтного урегулирования.
Позиция – неизменна
По словам Мурата Джиоева, югоосетинская сторона предпринимает все усилия для снятия незаконного поста. «Югоосетинская делегация на встречах в рамках Женевских дискуссий и Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) после 2008 года каждый раз предлагает грузинской стороне сесть за стол переговоров по вопросам делимитации и демаркации государственной границы. Этого требуют и международные нормы. К сожалению, грузинская сторона к нашим предложениям не прислушивается, и сегодняшняя ситуация в селе Уиста – это силовой метод проникновения на территорию Южной Осетии», – заявил полпред.
Мурат Джиоев напомнил, что провокации на государственной границе постоянное явление и привел конкретные факты. Он считает, что в данном случае не надо снимать со счетов внутриполитическую ситуацию в самой Грузии. «Те игроки, которые появляются на нашей границе, прежде всего играют на сцене самой Грузии. Границы Южной Осетии законодательно закреплены, начиная с 1922 года, а после 2008 года был принят закон о государственной границе РЮО, в котором четко сказано, что государственные границы РЮО определяются в административных границах бывшей Юго-Осетинской автономной области.
В советском законе о Юго-Осетинской автономной области четко сказано, любые изменения границ автономной области производятся только с согласия самой области. Нет документа, где бы говорилось, что югоосетинские границы менялись с согласия Южной Осетии», – сказал Джиоев. По его словам, именно поэтому Южная Осетия четко стоит на позиции неприкосновенности территории РЮО и признает ее в тех границах, в которых республика существовала с момента образования Юго-Осетинской автономной области в 1922 году.
«После принятия Декрета в ЦИК Грузии об образовании Юго-Осетинской автономной области территория Южной Осетии была очерчена, и, согласно этим данным, те территории, о которых сегодня идет речь, находятся в пределах Юго-Осетинской автономной области.
Более того, предприятие «Югостальк» начали запускать в середине 30-х годов, и вся документация подготавливалась властями Южной Осетии. А правобережные участки решением югоосетинских властей с 1935 года выделялись под строительство домов для рабочих предприятия. Все это четко документировано. Поэтому наша позиция, исходя из тех карт, является четкой», – подчеркнул историк.
Ответ на фальсификации
Выдающийся историк, ученый-алановед, кандидат исторических наук, профессор Юрий Гаглойти рассказал об известных и неоспоримых исторических фактах прохождения государственной границы сегодняшней РЮО и бывшей Юго-Осетинской автономной области. По его словам, в 1960-х годах вышла работа грузинского историка Гамрекели, в которой он пытался доказать, что древнее население современной Южной Осетии (осетинское название – «туал») якобы не являются осетинами.
«В ответ с нашей стороны последовала серия открытых публикаций на русском и частично на осетинском языках, на которые мы ни разу не получили ответа, даже когда шли персональные споры. В них было сказано, что эта работа построена на фальсификации сведений грузинского историка 18 века Вахушти Багратиони. А сама история Южной Осетии чётко прослеживается с рубежа нашей эры, по данным в первую очередь античных историков – древнегреческих и латинских, и грузинских», – сказал историк.
По его словам, согласно данным авторитетного географа древности Страбона, в государстве Иберия правящей династией были Аршакиды, по данным грузинских источников – цари аланского происхождения. «Эта территория была заселена близкородственными скифо-сарматскими племенами, а равнинная часть – населением, склонным к мирной земледельческой жизни. Может показаться странным, но нынешние официальные границы Южной Осетии с Грузией фактически повторяют, не скажу метр в метр, первые границы древнекартлийского царства, охватывающего Восточную Грузию. Эта граница пролегала приблизительно между современными городом Цхинвалом и селом Никози, где в V веке, во времена правления Вахтанга Горгасала, был построен специальный храм для проповеди христианства среди южных осетин», – отметил Юрий Гаглойти.
Историк также сообщил, что история не сохранила сведений о переселении большой группы осетин с севера на юг, которые бы дали основание для формирования осетиноязычного населения. Он напомнил, что по четким данным письменных источников, в последние века здесь уже преобладает скифо-сарматское население. «А по данным грузинских языковедов, тот элемент, который мы сегодня называем осетинским, прослеживается с конца второго тысячелетия до нашей эры к югу от хребта. И не случайно лексика осетинского происхождения очень четко представлена в основном словарном фонде грузинского языка.
Единственное переселение с севера на юг большой массы осетин произошло в 60-х годах ХІІІ века, когда на Кавказе шла борьба между Золотой ордой и Синей ордой. Именно тогда вместе с военными дружинами эмигрировали осетинские феодалы, которые были расселены не на территории Южной Осетии, а к югу от нее. А если обратиться к археологическим фактам, те же грузинские источники с раннего средневековья точно указывают на наличие здесь осетинского населения”, – подчеркнул ученый.
Он считает, что споры начались еще в советское время, и больше носят политический характер, нежели научный.
Геноцид и вхождение в состав России
По мнению другого историка Гиви Гатикоева, в 1920-х годах была истреблена третья часть осетинского населения Южной Осетии, что является геноцидом.
«Именно тогда был поставлен остро вопрос о присоединении Южной Осетии пока к Северной Осетии, а потом – к России. Но Советское руководство все же решило оставить Южную Осетию в составе Грузии. Мы предлагали, чтобы нам дали хотя бы статус автономной республики в составе Грузии, но они категорически отказались, и дали усеченную автономию – автономную область. И в 1922 году было решено создать Юго-Осетинскую автономную область с конкретно очерченными границами. Именно Грузия принимала решение, и поэтому многие территории Южной Осетии отошли к Грузии. В основном это восточные территории. Была даже озвучена конкретная причина принятия данного решения», – рассказал Гиви Гатикоев.
По словам историка, что касается ситуации в селе Уиста (Цнелис), то эти территории бесспорно Южной Осетии, и этот вопрос даже не обсуждается. «Там находится крупнейшее предприятие «Югостальк». Грузинская сторона не хочет признавать, что эти богатства – тальк и мрамор – останутся на нашей территории. Хотя политики в этом вопросе больше. Грузия не садится за стол пе-реговоров для обсуждения вопросов делимитации госу-дарственной границы, и един-ственный выход сохранения югоосетинского народа – вхождение Южной Осетии в состав России», – заключил Гиви Гатикоев.
Алёна ДЖИОТЫ