В 1988 году мы, старшеклассники класса «Б» школы №2 г. Цхинвала на большой перемене вырвались к газетному киоску на противоположной стороне ул. Ленина (проспект Алана Джиоева). В газетный киоск привезли свежую, пахнущую типографской краской печатную продукцию и накупив топовых газет и журналов – «Правда», «Известия», «Огонек», «Вокруг света» и «Студенческий меридиан», мы стали читать ее у ворот школы.
Давно прозвенел звонок на урок, но мы никак не могли отвлечься от чтения. Лишь после окрика преподавателей мы спохватились и заспешили на урок. Признаться, мы ожидали разноса из-за опоздания на урок. Но каково было наше удивление, когда руководство школы нас даже не пожурило. Более того, руководство школы похвалило нас и поставило в пример, так как преподавателей не могла оставить равнодушной картина, как старшеклассники читают серьезные и солидные издания. Надо ли говорить, что указанные издания читала партийная богема советских времен! И факт (не единичный, а устойчивый и постоянный), что школьники читают главные газеты СССР, привел в восторг руководство и преподавателей школы!
Надо сказать, чтением серьезных изданий в советское время нельзя было удивить никого. Советское поколение, которое любит охаивать либеральная шушера, всегда отличалось интеллектом и интеллигентностью, всегда было читающим и высокообразованным.
Память навела на этот факт из далекого детства по причине тяжелого положения, в которое попали печатные издания республики. Тираж государственных изданий сократился. Как нам сообщила директор агентства «Югоспечать» Зоя Шавлохова, на 1 июля 2019 года газету «Республика» выписало 1.684 человека, газету «Южная Осетия» 1.393, «Хурзарин» 985 и замыкает список журнал Союза писателей «Фидиуаг» с 407 подписчиками.
К снижению тиражей изданий приложили руку несколько обстоятельств. Первое – сокращение численности населения Южной Осетии. Если в советское время численность населения Юго-Осе-тинской автономной области составляла 95 тыс. человек, то сейчас эта цифра упала до 53 тыс., по данным последней переписи населения. Второй фактор влияния на падение тиражей – Интернет. Большая категория подписчиков вышла из этой категории, предпочитая ожиданию почтальона электронную версию печатных изданий. Удивительно, что наши соотечественники, живущие в России и других государствах, проявляют повышенный интерес к сайту нашей газеты, интересуясь событиями в Южной Осетии и оставляя в комментариях положительные отзывы, а на внутреннем рынке мы столкнулись с отсутствием интереса к газете. И третий фактор – общее снижение грамотности и падение интереса к чтению.
Нынешние поколения, увы, не могут сравниться с советскими по уровню интеллекта, общего кругозора и грамотности. Это бесконечно можно оправдывать военными событиями и другими факторами, которые не могут служить оправданием для увода подрастающих поколений от чтения в пользу прикладных профессий или просто объяснением бесполезности учебы и интеллектуального труда. В советское время школьников и взрослых не упрашивали подписаться на печатные издания. Наш интеллект не нуждался в кнуте! Было оскорбительно не читать «Комсомольскую правду» и другие издания. Не читавший прессу был сродни маргиналам и изгоям общества.
К сожалению, снижение интереса к чтению привело к тому, что редакции печатных СМИ республики вынуждены обращаться к руководителям министерств и ведомств с просьбой обеспечить подписку. Мы чувствуем себя в роли просящих, и это, поверьте, не самые приятные ощущения.
С другой стороны, считаем неправильным, когда органы государственной власти, т.е. правите-льство, и парламент, не проявляют интерес к газете «Южная Осетия», учредителями которой они являются! Часто сталкиваемся с ситуацией, когда из министерств или ведомств нас просят лишний номер газеты, в котором опубликован тот или иной нормативный или законодательный акт.
Если переводить в плоскость экономики, это сродни отказу от приобретения на внутреннем рынке отечественной продукции. И любой экономический проект обречен на провал, если его не поддержат потребители внутреннего рынка. Печатные СМИ республики – такой же экономический проект, нуждающийся в поддержке граждан и органов власти. Без нее печатные СМИ, делающие большую информационную работу и имеющие важное значение в плане государст-венных задач, окажутся на грани банкротства, фактически ликвидации.