/Велосипед как альтернатива автомашине и способ решения транспортного коллапса

Велосипед как альтернатива автомашине и способ решения транспортного коллапса

Чистая экология и безопасность на дорогах зависят от каждого из нас

Импозантный дед в модной белой кепке и деловитой рубашке бодро колесит на велике вдоль проезжей части одной из цхинвальских улиц. Когда увеличивается поток машин, он от греха подальше выруливает на тротуар и беззаботно продолжает путь, аккуратно маневрируя между немногочисленными пешеходами.

Руслан Шавлохов, так зовут нашего велосипедиста, несмотря на почтенный возраст, готов часами крутить педали, преодолевая длинные расстояния. У него тоже есть автомобиль, но часто предпочитает ему двухколесник, и не только с целью экономии бензина. Это хороший способ поддерживать здоровье. Кажется, такое утверждение небезосновательно. Скоро мужчине исполнится 75 лет, однако выглядит он намного моложе.
Как говорит Руслан, на своем «ровере» он ездит по делам, а также к родственникам. К семье дочери, в микрорайон «Московский» от «Жилмассива» он добирается за 20 минут. На велике отправляется в том числе за покупками на рынок. Для этого оборудовал его корзиной, где помещается до 10 кг, да и на заднее сиденье можно прикрепить сумки с продуктами.
«Езжу на велосипеде регулярно, сочетая приятное с полезным. Удовольствие и хорошую оздоровительную тренировку. Помогает держать в тонусе мышцы ног и в целом весь организм, — уверен Руслан. — Машиной я стал пользоваться реже, только если внуков или бабулю (так любя называет супругу) нужно куда-то отвезти».
В Цхинвале среди немногих велолюбителей выделяется еще Виталий Габараев («Кирюх») — знаменитый на всю страну вулканизаторщик. По собственному признанию, с великом он начал дружить с младенчества. Еще соску во рту держал, а уже оседлал «железного коня». Свой «Мицубиси» заводит для поездок с семьей, а сам практически всегда передвигается на двухколесном извозчике. «Катаюсь на нем с детских лет, для меня велосипед не просто средство передвижения, а стиль жизни. Он как неразлучный друг или даже член семьи», — со всей серьезностью заявил Виталий.
Историю двух велосипедистов мы привели неслучайно. В этой статье хотим затронуть тему развития и популяризации велотранспорта в нашей республике. Неприхотливое средство передвижения идеально подходит для небольшого Цхинвала и способно решить нарастающую проблему перегруженности улично-дорожной сети машинами.

От автомобиля вреда не меньше, чем пользы
В Южной Осетии почти все жалуются на тяжелую жизнь и низкие зарплаты, однако количество автотранспорта в стране растет будто на дрожжах. При этом большинство, как правило, покупают недешевые иномарки. От мужской половины человечества не отстает женская. Во многих семьях практически каждый владеет личным авто: муж, жена, сын, дочь…Загадочным образом обзаводятся мерседесами, джипами и фордами безработные молодые люди, прозябающие целыми днями на «биржах». Эти же «крутые пацаны» потом заливают бензин на деньги родителей или скудную пенсию бабушки.
Безудержный рост автомобилизации пагубно влияет на состояние городской среды, став индикатором целого ряда острых проблем. Самая наболевшая — увеличение дорожно-транспортных происшествий нередко со смертельным исходом. Не может не вызывать тревогу резкое ухудшение экологической обстановки в городе, он наполнен вредными выбросами от автомобилей. Как сказала глава Роспотребнадзора Анна Попова, если раньше основными загрязнителями воздуха считались промпредприятия, то теперь до 80% токсичных веществ выбрасывает в атмосферу именно автотранспорт.
Тесные улочки Цхинвала с трудом выдерживают автомобильный натиск. Заторы на дорогах стали обыденным явлением. В отсутствие стоянок машины оккупировали газоны и тротуары, где пешеходы больше не чувствуют себя в безопасности. Часто известные персоны и высокопоставленные лица, наплевав на общественное мнение, паркуются прямо посередине тротуара. А дворы многоквартирных домов напоминают автостоянки, негде играть детям.

Чистота, безопасность, здоровье —
преимущества велики
Одним из эффективных вариантов кардинального выправления ситуации способно стать развитие в стране велосипедного движения. Двухколесный транспорт стоит всерьез рассматривать как альтернативу бурно растущему числу машин. Разумеется, в морозное время года или дождь лучше пользоваться авто, но в нашей республике большую часть времени года стоит благоприятная для велоезды погода.
Велосипед удобен и прост в обращении. Его не надо «поить» топливом, покупать для ремонта дорогие запчасти. Он не создает пробок в дорожном движении и не шумит. Это самый экологически чистый вид транспорта, который не загрязняет атмосферу выхлопными газами. Важное преимущество велоезды — повышение физической активности и оздоровительный эффект. А самый главный аспект — безопасность, снижение риска аварий на дорогах.
В развитых странах давно оценили пользу велосипеда. В Дании и Нидерландах сегодня более 50% жителей совершают поездки на данном виде транспорта. Выпускаются даже семейные модели с несколькими сиденьями, на которых везут детей в садики и школы.
На велосипеды пересаживаются не только рядовые граждане. На нем ездят на работу высокопоставленные чиновники, депутаты. Не гнушается этого премьер-министр Голландии Марк Рютте и многие другие государственные деятели. Заядлым велосипедистом считается британский политик, премьер-министр Соединенного Королевства Дэвид Кэмерон, как и бывший глава МИД Борис Джонсон.
Когда на велосипедах увидим наших чиновников, с напускным видом разъезжающих на внедорожниках и других стильных иномарках?
В развитых государствах автомобиль давно перестал быть показателем статусности своего хозяина. Согласно проведенным в ряде западных стран исследованиям, большей частью именно успешные и богатые граждане предпочитают велосипед. Автомобиль водят только по необходимости.
В нашем обществе пока преобладают другие ценности. Люди с мещанским мышлением воспринимают машины как фактор самоутверждения, признак крутости. Многие влезают в долги, но обязательно должны приобрести авто круче, чем у соседа или коллеги по работе. Молодые мужчины даже два шага не хотят пройти пешком. Зачастую студенты, проживающие неподалеку от университета, все равно подъезжают туда на «крутых тачках» покрасоваться перед окружающими.

Доставать из чулана
не раз в год,
а пользоваться
регулярно
Опыт европейских стран потихоньку начинают перенимать в некоторых российских городах, где разрабатывают программы по развитию велодвижения. Настало время и нам взяться за дело. Нужны продуманные проекты по культивированию велокультуры в республике.
Хочется думать организованный недавно в Цхинвале массовый велопробег станет первым шагом в этом направлении. В мероприятии охотно принял участие глава государства Анатолий Бибилов вместе с тысячами горожан, в основном молодого возраста, которые в одночасье обзавелись «педальным конем». Однако великом следует пользоваться регулярно, а не бросать его в чулане, доставая только для участия в подобных акциях.
Определенные неудобства создает в Цхинвале отсутствие велодорожной сети. Во время проведения работ по благоустройству улиц хотя бы на центральных магистралях (ул.Героев, пр. А. Джиоева) можно было предусмотреть создание велодорожек по обеим сторонам обо-чин. Впрочем, и сейчас не поздно. Автодвижение не нарушится, если на указанных улицах «отбить» по полметра от проезжей части для велополосы. В любом случае место для велопоездок всегда найдется.
Будем надеяться, примеру Руслана, Виталия и других цхинвальских велосипедистов последует как можно больше людей. В наших руках — улучшить экологию города и обеспечить безопасность движения на дорогах.
А.БАГАЕВ