Без верховенства закона невозможно создать процветающее государство

Ряд событий, произошедших в республике за последнее время, вновь напомнили об актуальности верховенства закона – необходимого условия для поступательного развития Южной Осетии как правового государства.
Речь не только о реакции президента РЮО Алана Гаглоева на инцидент с участием сотрудников минобороны, повлекший за собой ряд непростых, но необходимых с точки зрения соблюдения законности, кадровых решений. За поступки подчиненных ответили их руководители, случай в Южной Осетии крайне редкий. Еще более уникальный прецедент был создан буквально недавно, когда из-за дорожно-транспортного происшествия, совершенного в пьяном виде, был уволен сотрудник прокуратуры, а его дело передано в суд.
В ракурсе обеспечения верховенства закона следует также рассматривать возвращение дела Джабиева в прокуратуру, после чего должно последовать более объективное расследование всех обстоятельств этого преступления, вызвавшего широчайший резонанс не только в Южной Осетии, но и в Северной. Кроме того, на свободу вышел Георгий Кабисов, ранее безуспешно добивавшийся освобождения.

Что касается деятельности силовых ведомств, то перед ними главой государства поставлена задача уделять больше внимания соблюдению законности и недопущению фактов нарушения прав граждан.
Вместе с тем, причина проблем в правовой сфере, потребовавшая реакции на уровне руководства республики, заключается не только в конкретных персоналиях, хотя повышение степени ответственности должностных лиц в подобных ситуациях – мера более чем необходимая прежде всего с точки зрения профилактики. Корни неприглядных инцидентов носят системный характер и связаны с серьезными негативными явлениями, такими как правовой нигилизм и деформации правосознания, которые приобрели массовый характер.

Правовой нигилизм –корень всех основных проблем

Деформации правосознания, низкий уровень правовой культуры, правовой нигилизм – эти слова звучат для большей части югоосетинского общества как оторванная от жизни голимая абстракция, имеющая крайне косвенное отношение к существующим в республике проблемам. Однако именно с подобными, скажем так, явлениями связано подавляющее большинство трудностей, с которыми сталкивалась Южная Осетия на протяжении трех десятков лет после провозглашения независимости. В качестве примера можно привести практически все непростые эпизоды в биографии нашего молодого государства, получившее стыдливое название общественно-политических кризисов, то что долгие годы происходило с восстановлением разрушенного грузинской агрессией народного хозяйства и, конечно же, уровень эффективности государственных институтов, степень доверия к ним и т.д.
Если по-простому, то в основном корень большинства наших бед лежит в специфическом отношении многих простых граждан, чиновников, силовиков, политиков и других причастных лиц к нормам законодательства, правам и обязанностям личности, зафиксированным в Конституции.
Нередко для решения тех или иных вопросов предлагаются различные методы и подходы, реализуются целые программы, но, как правило, все они терпят неудачу или же не демонстрируют ожидаемых высоких результатов, поскольку не учитывают сложившейся непростой ситуации в сфере правовой грамотности и правосознания, превращающей любые благие планы в филькину грамоту. Это касается любого направления, включая борьбу с коррупцией и преступностью, а также соблюдения законности и прав человека. Ситуация в политической сфере точно так же зависит от того, насколько все акторы соблюдают общие правила игры, то бишь законодательство, и исходят из интересов государства, зафиксированных в соответствующих документах.
Пока мы будем иметь дело с массовым игнорированием самого понятия «закон», какие-либо улучшения и положительные изменения будут носить косметический характер, зависят исключительно от политической воли того или иного руководителя.

Об основных способах повышения правовой культуры

Эффективную борьбу с данной проблемой необходимо начинать с первопричины, с формирования соответствующего сознания среди учащихся, молодёжи, сотрудников силовых структур, госслужащих и других категорий населения. Юж-ной Осетии в этом плане не понадобится изобретать велосипед, поскольку есть возможность адаптировать инструментарий и механизмы, апробированные в других странах, включая Российскую Федерацию, где давно официально признали губительность такого явления, как правовой нигилизм, и наметили комплекс мер по формированию правовой культуры в обществе.
В частности, в мае 2011 года Президентом России был утвержден документ под названием «Ос-новы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан».
В первых же пунктах «Основ государственной правовой политики РФ» констатируется, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов.
Кроме того, обращено внимание на тот факт, что правовой нигилизм в обществе препятствует построению современного цивилизованного государства.
Для выхода из ситуации предлагается целый перечень мер, большинство из которых вполне реализуемы и в условиях Южной Осетии. К примеру, речь идет о перманентной пропаганде необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц путем распространения доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в том числе с помощью средств массовой информации.
Также учитываются такие факторы, как характер воспитания и моральный климат в семье, качественный уровень правового воспитания и обучения в образовательных учреждениях, повышение эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности и т.д.
Применительно к югоосетинским реалиям особое внимание следует уделить внедрению правовой компоненты в систему образования, усиленной работе с личным составом силовых структур и в целом с госслужащими, а также проведению массовой информационной кампании через СМИ.

Повторение ошибок будет иметь еще более фатальные последствия

Только путем системной многолетней работы можно ограничить масштабы правового нигилизма, использования неправовых методов решения различных вопросов, влияния «кулачной» психологии на отношения внутри общества, а то и вовсе на способы ведения политической деятельности. Разумеется, этот процесс вряд ли будет иметь быстрые результаты, однако продолжая и дальше игнорировать существующие хронические негативные моменты в вопросах развития правосознания среди населения, мы в скором будущем рискуем получить проблему экзистенциального характера с учетом масштабов республики и специфики менталитета. Рядом с ней могут померкнуть воспоминания о драматических событиях 90-х годов внутри югоосетинского общества, когда использование неправовых подходов и методов решения спорных вопросов привело к исчезновению с авансцены в течение 5-6 лет целой плеяды молодых, талантливых военных и политических лидеров. Фактически тогда возникла угроза разрыва политических поколений, что грозило определенными проблемами в плане преемственности традиций, начавших формироваться на заре национально-освободительного движения.
За последние годы в Южной Осетии по объективным причинам происходит смена поколений, затрагивающая практически все сферы, поэтому особое значение приобретает работа по повышению правовой культуры в стране, чтобы избежать повторения ошибок прошлого, которые сегодня могут иметь еще более фатальные последствия для самого существования нашего государства.

А.ТЕДЕЕВ