С момента распада СССР Грузия взяла курс на вступление в евроатлантические структуры. Особенное место занимает стремление грузинского руководства включить страну в систему коллективной безопасности НАТО. Страны блока демонстрируют свою расположенность Грузии, ежегодно на территории государства проводятся крупные учения членов и союзников альянса, высшие лица западных военных структур посещают Грузию в рамках визитов и встреч.
Примечательно, что такая активность западных союзников Грузии вовсе не означает, что страна может претендовать на скорейшее получение членства в НАТО и ЕС. Обещания руководства НАТО о принятии Тбилиси в свои ряды звучат уже не первое десятилетие, однако фактических шагов по подготовке республики к вступлению не предвидится. С течением времени становится ясно, что Грузия практически не продвигается на пути к членству в евроатлантических структурах и этому есть объективное объяснение.
Первым из препятствий на пути Грузии в НАТО и ЕС по-прежнему остается наличие территориальных споров с Абхазией и Южной Осетией. Европейские партнеры привыкли извлекать выгоду из пополнения своих рядов, а принятие Грузии с конфликтами принесет лишь убытки для ЕС. Памятуя грузинскую агрессию августа 2008 г., НАТО не торопится давать Тбилиси «зеленый свет», поскольку в этом случае потенциальное повторение грузинско-осетинского конфликта может нанести серьезный ущерб миротворческому имиджу Североатлантического альянса.
Второе – усиление националистических настроений в Грузии. В последние годы национальная политика в закавказской республике приобретает все более радикальный характер. Об этом свидетельствует решение назвать зал парламента именем Звиада Гамсахурдиа – первого президента независимой Грузии. Напомним, что период президентства Гамсахурдиа отметился тотальной дискриминацией национальных меньшинств, проживавших на территории республики. В результате его правления пострадали десятки тысяч абхазов и осетин, что послужило причиной образования суверенных государств.
Резкое повышение популярности президента-националиста в современных политических кругах Грузии – показатель усиления шовинистских настроений и укоренения в сознании граждан иллюзии правильности политики Гамсхурдиа. Эти тенденции явно не вписываются в картину мира современных европейцев, которые придерживаются диаметрально противоположных ценностей и ратуют за соблюдение принципов толерантности и идеологического плюрализмам.
Кроме того, Грузия по-прежне-му не может похвастаться установлением перспективной концепции экономического развития. Более половины населения Грузии не имеют официального трудоустрой-ства и каждый третий гражданин проживает за чертой бедности. Фактически Грузия живет за счет дотаций МВФ, средства от которого распределяются между представителями правящей элиты, готовой в ответ демонстрировать «собачью верность» Вашингтону.
В таких условиях вступление Грузии в НАТО и ЕС откладывается на неопределенное время. На время, которое понадобится Тбилиси для осознания собственной ответственности за кризисную ситуацию в стране и нищету собственного народа. Сейчас же обнадеживающие слова европейских руководителей – не более чем пустые обещания, поскольку прагматичный Запад, обжегшись на примере кризиса в Греции, впредь не допустит экономическое партнерство с откровенно нестабильными государствами.
А.ДЖИОЕВ