Одному из основателей государственности Южной Осетии, председателю общественного движения «Адæмон ныхас», доктору исторических наук Алану Резоевичу Чочиеву завтра, 19 октября, исполнилось бы 76 лет. Алан Чочиев был многогранной личностью, – он «находил себя» не только в науке и политике, но в спорте, искусстве, образовании подрастающего поколения.
Алан Чочиев окончил Юго-Осетинский государственный педагогический институт им. А. Тибилова. В 1975 – 1978 гг. учился в аспирантуре Академии наук ГССР в отделении этнографии. В 1979 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Пережитки военно-демократич-еского уклада в общественном быту осетин в прошлом». Работал тренером по вольной борьбе и преподавателем истории, русского языка и литературы. В конце 80-х гг. в самый тяжелый для югоосетинского народа период А.Чочиев возглавил общественное движение «Адамон ныхас». С 1989 по 1992 г. занимал должность первого зампредседателя Верховного Совета ЮОАО, затем Южной Осетии. Чочиев защитил докторскую диссертацию на тему «Социальная история осетин в догосударственный период» в Институте этнологии и антропологии в Москве.
К сожалению, из-за постоянного преследования со стороны тогдашних властей Алану Чочиеву пришлось уехать в Германию, где он провел последние годы жизни, вдали от дома, от семьи…
Депутат Парламента 1 созыва, активный член «Адамон ныхас» Бэла Плиева рассказала нашему корреспонденту, что Алан Чочиев был одним из лидеров общественно-политических процессов с 1988 года.
«К сожалению, по событиям 90-х гг. порой политики перетягивают одеяло в свою сторону. Мы все – участники этих событий, но первенство принадлежало ему. Важно понимать, что без Алана Чочиева у нас не было бы Республики. Организация «Адамон ныхас», которой руководил Чочиев, сыграла важную роль в отстаивании интересов народа в 90-х гг. Когда Грузия вела активную антиосетинскую работу по аннулированию ЮОАО, то Алан Чочиев вместе с «Адамон ныхас» объединили народ, отстаивая наше право на жизнь на своей земле.
Все политические шаги и действия были ответной мерой на антиосетинские требования Грузии. «Адамон ныхас» изначально была студенческой организацией, (созданной Зоей Битаровой), но в связи с фашистской политикой Грузии по отношению к национальным меньшинствам она была преобразована в общественно-политическое движение», – пояснила наша собеседница.
«Адамон ныхас» боролся и с внешним врагом, и с внутренним непониманием.
«Нам удавалось противостоять нацистской Грузии, тогдашнему руководству России, Северной Осетии, да и на Юге Осетии многие не понимали нас. Но никто и ничто не могло напугать Чочиева, поколебать его стремление служить своему народу. В самых критических ситуациях он умел находить пути выхода и принимать решения», – подчеркнула Плиева.
В 90-х гг. в самой России царил хаос. А на Севере Осетии, по словам собеседницы, было полное непонимание обстановки, в которой оказался югоосетинский народ.
«После принятия государст-венного флага, по инициативе Алана Чочиева, мы с развевающимся триколором прибыли в Нар на юбилей К. Хетагурова. Нас встречали настороженно. Впервые в Северной Осетии в с. Нар развевался осетинский флаг», – рассказала она.
Сложнее было бороться с непониманием сограждан, особенно среди руководителей.
«Часть общества не принимала принципиальный характер Алана Резоевича и его единомышленников.
Дню провозглашения республики предшествовали многие важные события и политические процессы: митинги, забастовки, голодовки. Народ тогда был более политизирован, чем госструктуры, и он был готов идти за Аланом Чочиевым до победного конца. Это был человек, дарованный нам Богом. Такие лидеры рождаются редко.
Алан Чочиев – человек, который поднял народ под собственным флагом, защитил его политическими действиями и создал государственность Южной Осетии. Конечно, каждый из политических лидеров 90-х гг. сыграл свою роль, но считаю, без Алана Чочиева не было бы и других», – отметила депутат Парламента 1 созыва.
Плиева считает, что арест Алана Чочиева – заказ Грузии. Александр Дзассохов был секретарем ЦК КП СССР, и во время событий на Юге Осетии написал письмо в ЦК КП ГССР, что «какие-то экстремистские силы в Южной Осетии будоражат умы, поднимают народ, выдвигают сепаратистские лозунги и надо их нейтрализовать».
«Дзассохов в письме призывал Грузию принять меры через силовые структуры. (У меня есть копия этого письма).
Арест А. Чочиева – черная страница нашей истории, нигде такого прецедента не было, чтобы своего лидера посадили в тюрьму. По прошествии многих лет так и не реабилитировали его доброе имя. Мы обязаны ценить сделанное им, его труды, и увековечить память Алана Чочиева бюстом перед зданием Парламента и мемориальной доской на стене дома, в котором он жил.
Алан Чочиев – уникальная, эпохальная фигура в истории осетинского народа», – заключила Бэла Плиева.
Кандидат исторических наук, доцент Таймураз Тадтаев отметил, что об Алане Чочиеве как о политическом и государственном деятеле, о лидере общественного движения «Адамон ныхас» много сказано. Организация «Адамон ныхас» была уникальной в своем роде. Она одна из первых на постсоветском пространстве, сплотила заинтересованных и неравнодушных лиц, которые провозгласили независимость республики.
«Хочу рассказать о нем как об историке, научном деятеле, докторе наук и профессоре. С его произведениями я познакомился в студенческие годы. Они произвели грандиозное впечатление», – сказал историк.
Тадтаева привлекли «Аланы-арии» и «Ария-аланское учение», – уникальные работы, открывающие совершенно новые грани в осмыслении происхождения осетин.
«Алан Резоевич особое внимание уделил Нартским сказаниям, обнажив философскую основу и мысли, заложенные в героическом эпосе нашего народа, который реально олицетворяет всю жизнь и борьбу аланов-арийцев. Алан Чочиев в своем труде «Аланы-арии» открыл нам глаза на многие вопросы совершенно по-другому.
Многим действительно непонятны его философские рассуждения, где он рассказывал о ценности Цхинвала – Сингвал – как о центре мира. Эта идеология-религия была заложена в его догмах, и они четко устоялись», – отметил историк.
Тадтаев учился на третьем курсе и очень интересно было увидеть человека, написавшего такие уникальные труды. Такая возможность ему представилась в Доме кино во Владикавказе, где Алан Чочиев проводил открытую лекцию.
«Он читал лекцию настолько интересно, грамотно и доступно, что я убедился – это уникальная личность.
Все научные работы Алана Резоевича нам еще предстоит проанализировать до конца и понять. Мне как историку было очень интересно проследить историю нартиады и по-другому взглянуть на нашу религию. Не каждый народ обладает таким героическим эпосом. В основу трудов Алана Чочиева легли принципы, заложенные в Нартском эпосе», – сказал он.
Тадтаев отметил, что много ученых посвятили свои труды теме нартиады. Васо Абаев и некоторые иностранные ученые увидели, что в учениях о нартах и об арийской идеологии есть пересечения, которые тонкой нитью проходят между ираноязычными племенами индоевропейцев, ариев. Тадтаев подчеркнул, что монографии Алана Чочиева, в том числе по происхождению нарто-аланской идеологии – это и есть его богатейший дар нашему народу.
«Являясь политическим лидером он не остался в стороне от науки. Судьба распорядилась так, что в его жизни было много белых и черных полос. Но в научной среде он оставил очень большой след.
В науке, в своих изысканиях А. Чочиев нашел себя. Он увидел и понял весь смысл нашего происхождения, идеи аланского наследия и сармато-осетинской культуры. Более того, он проанализировал и провел научное исследование ас-аланской идеи, целой доктрины.
Будущим поколениям еще предстоит проанализировать его труды, понять, что имел в виду автор. Думаю, стоило бы провести несколько открытых лекций, посвященных работам Алана Чочиева, т.к. его научные труды до сих пор остаются до конца неисследованными», – заключил Таймураз Тадтаев.
Мадина БЯЗРОВА