Герою нашего интервью недавно исполнилось 75 лет. Он посвятил сцене более полувека, в его репертуаре – больше 50 разноплановых ролей, от комедийных до трагических, но зрители особенно полюбили его яркие комедийные образы, наполненные национальным колоритом. Народный артист Южной Осетии Вильгельм Хасиев – один из тех, кто не просто играет, а живет театром, посвящая ему всю свою энергию, страсть и неординарный талант.
Природа щедро наделила артиста чувством юмора, что позволило ему стать одним из ярких фигур югоосетинского театрального искусства. Помимо актерского мастерства, Вильгельм Хасиев известен и как драматург. Его комедийные пьесы, такие как «Расыггæнджытæ», «Дæ мады лымæн» и «Чындз цæра», стали настоящими хитами, неизменно собирая аншлаги. Но достигнутое для него не предел – он продолжает творить, размышляя над новыми сценариями, которые смогут покорить зрителей. Между тем сцена – не единственное пространство, где раскрывается талант артиста. Вильгельм Хасиев известен и как поэт, чьи произведения стали основой для песен и театральных постановок.
Он рассказал о начале пути в театре, встрече с Владимиром Высоцким, сложностях и радостях актерской профессии, а также о преемственности поколений в театральной семье Хасиевых.
– Вильгельм Герасимович, скажите, с какого момента начинается отсчет Вашей творческой биографии?
– Моя творческая биография началась в 1967 году, когда я наткнулся на объявление в газете о наборе в театральную студию. Набор проводил известный режиссер Владимир Каиров. Это была уникальная возможность для всех, кто мечтал о сцене, но попасть в студию было непросто. Конкурс состоял из нескольких этапов – сначала его планировали провести в два тура, но из-за большого количества желающих пришлось проводить и третий тур.
Каждому предстояло продемонстрировать перед комиссией свое мастерство: показать этюды, прочитать стихотворение или отрывок из прозы. Я выбрал стихотворение Мухарбека Кочисова «Коста в Херсоне», и, наверное, не случайно – эти строки глубоко запали мне в душу, до сих пор помню их наизусть.
Учеба в студии была настоящей школой актерского мастерства. Наши преподаватели, корифеи – Владимир Каиров, композитор Феликс Алборов, хореограф Хазби Гаглойты – не просто давали нам знания, но и прививали любовь к театру, учили понимать его магию. Мой дебют состоялся в 1969 году в спектакле «Проклятый дом» Езетхан Уруймаговой, где сыграл небольшую роль лакея, в которой произнес всего четыре короткие фразы:
«– Уый цыми кæныс?
– Мæнæ гæрзтæ ‘хсын.
– Дзæбæх сæ ныххаф.
– Архайын, хицау, архайын».
Мне тогда казалось, что за этим мгновением следит вся Южная Осетия, и в тот момент был уверен, что уже стал настоящим актером.
– Когда вы поняли, что артист театра – это Ваше призвание?
– Осознание того, что театральное искусство – мое призвание, ко мне пришло еще в детстве. Мои родители были творческими людьми, но они не хотели, чтобы я стал артистом. Отец мечтал видеть меня врачом, а дядя, Георгий Кочиев, в то время известный юрист, настойчиво уговаривал меня последовать его примеру. Втайне от них в театр меня приводил родственник, спрятав под шинелью. Спектакли производили на меня неизгладимое впечатление, сделав непоколебимым стремление стать артистом. Другие профессии уже не привлекали, видел себя исключительно на сцене, ощущал, что мое место – среди служителей Мельпомены, где я мог бы раскрывать себя, проявлять свой талант в самых разных образах, дарить людям эмоции.
– Вы сыграли больше 50 ролей на сцене, есть любимая роль?
– Каждая сыгранная роль для актёра – как часть его души, оставленная на сцене. Сказать, какая роль является самой любимой, непросто. Тем не менее, есть роли, которые особенно запомнились и до сих пор греют душу.
Среди них – комедийная роль мельника Сараби в пьесе «Чепена» Геора Хугаева. Образ Сараби оказался для меня особенно близким и интересным, поскольку позволил раскрыть всю палитру комедийного жанра. В «Чепена» я получил возможность отразить нюансы характера своего героя, разные оттенки эмоций и сценического движения. Хотя в моем личном репертуаре были и трагедийные роли, комедия всегда оставалась основным жанром, в котором я мог полностью проявить актёрский талант. Именно в комедийных спектаклях мне удавалось наиболее ярко и гармонично взаимодействовать с залом, чувствовать энергетику зрителей и дарить им радость. Среди других значимых работ могу выделить спектакли «Софяйы зарæг», «Свадьба мертвых», а также классическую комедию Мольера «Лекарь поневоле».
– Вы комедийный артист, у вас это дар, или вы можете перевоплощаться и в трагедийные образы?
– Комедийный артист – это не только дар, но и мастерство перевоплощения, способность чувствовать и передавать эмоции так, чтобы зритель поверил. Однако комедия и трагедия – две стороны одной медали, и хороший актер должен уметь проживать оба жанра. Я сентиментальный человек, и когда играю трагические роли, эмоции захлестывают меня настолько, что порой не могу сдержать слезы. В спектакле «Последний свидетель» режиссёра Тамерана Дзудцова я исполнял роль старика, и на репетициях с каждым разом все больше понимал, что не смогу доиграть свою роль – меня душили переживания, ком подступал к горлу. Осознавая, что эмоции могут помешать исполнению роли, попросил режиссёра записать текст. Теперь в этом спектакле мои слова звучат в записи, но при этом я остаюсь частью постановки, вкладывая в неё то, что чувствую.
– В Вашей актерской практике были моменты, когда вы забывали текст на сцене?
– Да, такие случаи были. Театр – это живое искусство, и волнение или неожиданные обстоятельства могут привести к тому, что актер на мгновение забудет реплику. Однако в таких ситуациях особенно важно, кто находится с тобой на сцене. С моим бессменным сценическим партнером и близким другом – народным артистом РЮО Ахсаром Ванеевым мы всегда поддерживаем друг друга, и, если у одного случается заминка, другой помогает незаметно выйти из ситуации. Взаимовыручка – важное качество для артистов на сцене. Если партнер не может подсказать или момент требует индивидуального решения, на помощь приходит импровизация.
– Вы являетесь автором комедийных постановок: «Расыг-гæнджытæ», «Дæ мады лымæн», «Чындз цæра» и др. Все они проходили с аншлагом, но рекорды посещаемости побила комедия «Расыггæнджытæ». Не задумываетесь ли написать еще сценарий, который бы имел подобной успех?
– Конечно, я не раз задумывался о новом сценарии, который мог бы повторить успех «Расыггæн-джытæ». Более того, у меня есть идеи для продолжения этой истории. В центре сюжета – главный герой, вернувшийся из России вместе с женой. Однако его мать не принимает невестку, и та, не выдержав, уезжает обратно домой. Спустя годы она вместе с девочкой возвращается в Осетию, чтобы встретиться с отцом ребенка. Мне хочется сохранить в новом сценарии дух комедии, который так полюбился зрителям, но в то же время добавить в сюжет жизненные моменты. Тема взаимоотношений семьи требует сложной драматургической работы. Однако элементы легкости, которую зрители полюбили в «Расыггæн-джытæ», обязательно будут присутствовать. Пока есть только наброски, и сказать точно, когда зритель увидит новую постановку, не могу. Надеюсь, что в итоге получится история, которая снова найдет отклик в сердцах публики. Что касается «Расыггæнджытæ», то он действительно имел невероятный успех. Во Владикавказе в Осетинском театре премьера состоялась спустя всего 20 дней с начала работы над постановкой. Спектакль вызвал огромный ажиотаж – вокруг театра дежурила охрана, сотрудники милиции контролировали порядок, а зрители приходили целыми группами, чтобы увидеть комедию.
На сцене Осетинского театра прошли четыре аншлаговых показа, после чего главный режиссер Георгий Хугаев «прогнал» нас, дав понять, что пора уступить сцену другим постановкам. (Смеется). Однако на этом история не закончилась – комедия «Расыг-гæнджытæ» продолжила свое триумфальное шествие, и в итоге состоялось более 100 показов.
– Вильгельм Герасимович, в Вашей жизни была встреча с известным советским поэтом, актером театра и кино, бардом Владимиром Высоцким…
– Встреча с Владимиром Высоцким в 1969 году в Усть-Каменогорске стала событием, которое запомнил на всю жизнь. Будучи его искренним и преданным поклонником, я не мог пропустить его концерт, находясь в этом городе. Во время антракта решился подойти к нему и представился. Сказал, что тоже актер, работаю в Юго-Осетинском театре. Высоцкий переспросил с интересом: «Югоосетинском?». Услышав о нашем театре, он вспомнил, что с ним в МХАТе училась югоосетинская студия. Высоцкий тепло отозвался о ребятах, и отметил, что среди них были очень красивые девушки. Особенно запомнил одну из них – Лину. Я поправил его: «Семенович, в нашем театре Лины нет, может, вы имеете в виду Эвелину?». Тогда он задумался и сказал: «Да, точно, Эвелина!». Так выяснилось, что он говорил о народной артистке нашего театра Эвелине Гугкаевой. После этого Высоцкий неожиданно предложил мне поехать с ним на концерт в Лениногорск, который находился примерно в 50 километрах от Усть-Каменогорска.
Помню, что он не подъезжал близко к театру. Останавливался подальше, а затем пробирался на сцену через черный ход, чтобы избежать толпы поклонников. Люди окружали его со всех сторон, каждый хотел прикоснуться к нему, заговорить, просто увидеть поближе. Это было искреннее, неподдельное восхищение. У него не было ни охраны, ни технической команды, ни организаторов, которые сегодня сопровождают артистов на каждом шагу.
Только он сам, его гитара и невероятная энергетика, которая завораживала всех вокруг. Высоцкий был в простой клетчатой рубашке, без пафоса и атрибутов современного шоу-бизнеса. После концерта мы попрощались.
Высоцкий уехал в Москву, а у меня остались воспоминания о той встрече, о его невероятной харизме, простоте и преданности своему искусству.
– Как проходит Ваш день перед премьерой?
– Перед премьерой всегда ощущаю волнение. До выхода на сцену переживания не отпускают: чаще всего хожу туда-сюда за кулисами, мысленно прокручиваю текст, думаю о партнере, о том, как пройдет спектакль. В голове роится множество мыслей. Но как только выхожу на сцену, все меняется. Сцена словно освобождает от тревог, дает ощущение полной свободы. Все лишнее исчезает, остаются только игра, эмоции и погружение в роль.
– Какой материал должен сегодня выдавать театр? И какой направленности должны быть пьесы?
– Современный театр не может быть оторван от жизни зрителей, их переживаний, исторического и культурного опыта. Театр всегда был и остается зеркалом общества, а потому репертуар должен включать произведения, отражающие как боль, так и радость народа.
С конца 80-х годов XX века Южная Осетия перенесла много испытаний: война, разруха, потери, различные негативные явления. Нужно создавать пьесы, которые рассказывают о пережитом, помогают осмыслить и сохранить историческую память. В то же время театр не может быть местом скорби. Люди устали от боли, они хотят отвлечься от тяжелого быта и негативных новостей. Поэтому, мне кажется, в репертуаре должно быть больше комедий – добрых, умных, жизненных. Особое внимание я бы хотел обратить и на миссию нашего театра по популяризации осетинского языка. Он должен сохранять и развивать родной язык, культуру, традиции. Нынешняя молодежь все меньше говорит на осетинском, а театр может стать тем местом, где язык обретает яркую форму.
– Вопрос о преемственности поколений. Вы служите сцене уже 55 лет, Ваши дети тоже пошли по стопам отца…
– Преемственность поколений в актерской профессии – сложный и неоднозначный вопрос. Я сам посвятил сцене 55 лет, и театр стал неотъемлемой частью моей жизни. Мои дети также выбрали эту стезю, а теперь и мои внучки с неподдельным энтузиазмом посещают все спектакли, полностью погружаясь в театральную атмосферу. Однако, признаюсь честно, я бы не хотел, чтобы они связывали свою жизнь с актерской профессией. Это тяжелый путь, требующий не только таланта, но и огромного терпения, самоотдачи и умения преодолевать трудности. Вместе с тем, раз уж дети стали частью театральной семьи, пусть приносят пользу искусству, развивают и поддерживают театр.
– Не жалеете о выбранном пути?
– Нет, не жалею. Напротив, он приносит мне радость и удовлетворение. Особенно приятно осознавать, что твоя деятельность оставляет след в сердцах людей. Когда идёшь по городу и даже незнакомые прохожие приветствуют тебя по имени, это бесценно. Это значит, что твой труд замечают, ценят и уважают. Такие моменты наполняют душу теплом, дают силы двигаться дальше и подтверждают, что выбор был сделан правильно.
Алла ГЕРГАУЛОВА