Благочинный церквей Аланской епархии Южной Осетии отец Иаков Хетагуров
о Пасхе, Крестном ходе и жертвоприношении
ГОСПОДЬ УБИЛ СМЕРТЬ
– Отец Иаков, какие уроки можем извлечь из истории Пасхи и как применить их в нашей повседневной жизни?
– В первую очередь Пасха – это торжество жизни над смертью в земном понимании. Об этом мы слышим и в песнопениях: Господь убил смерть. Почему же мы вспоминаем о смерти в этот светлый праздник?
Смерть предстаёт перед нами как нечто, что было побеждено жизнью. А жизнь даровал нам Бог. Поэтому в этот день мы уделяем особое внимание ушедшим. Те, кто глубоко погружён в христианскую веру, понимают, что их близкие действительно покинули этот мир, но для вечной жизни они живы.
Воскресение Христово – это самый главный и важный праздник для человека, который знает, что он смертен и боится смерти. Пасха, или Святое Воскресение Христово, как раз говорит ему: «Не бойся, смерти нет!»
Да, есть физическая смерть, но если ты хочешь, то можешь жить вечно – в духовном мире, где живет сам Бог и ангелы. Вот почему мы радуемся Пасхе! (А не потому, что кончился пост и можно есть мясо).
Тем, кто не разбирается в вопросах веры и не читает Евангелие, бывает сложно это понять. Если человек не изучает Евангелие и Библию, будучи христианином, и не понимает, почему мы радуемся во время Пасхи, то вместо истинных знаний у него могут появиться ложные или суеверные представления. Такой человек становится уязвимым для любых духовных влияний, и это можно сравнить с тем, как мы можем подхватить вирус. Слово «вирус» сейчас на слуху, это помогает понять, что реально происходит. Человек может заразиться суевериями, которые затем перерастают в ложные, нововведенные традиции.
– Когда появились эти нововведения, и Пасха – это праздник, или все же поминальный день?
– Эти традиции появились около ста лет назад. Они были сформированы под влиянием окружающей среды и человеческого невежества.
В настоящее время, к нашей радости, понимание сути праздника Пасхи меняется в лучшую сторону, и в этом есть заслуга Церкви и нашей миссионерской деятельности.
К сожалению, некоторые люди до сих пор воспринимают Пасху как праздник, посвящённый смерти и почитанию умерших, не учитывая значение воскресения Христова. Однако понимание Пасхи как праздника, посвящённого смерти и почитанию умерших вне контекста воскресения, является ошибочным.
Это понимание сформировалось в условиях, когда человечество, особенно на территории СССР, где слово Божье и учение церкви были практически полностью лишены власти и распространения. Эти ложные формулы были созданы безбожным обществом в течение последнего столетия.
Нельзя однозначно утверждать, что люди приспосабливались к таким условиям. Обычай посещать кладбища во время Пасхи существовал в нашем обществе. Я сам, будучи взрослым человеком, иногда участвовал в этом. В те времена, когда церковь ещё не была так развита, мы ходили на кладбище. Но это не было связано с трауром, а была праздничная традиция. Люди радовались, делились радостью и т. д.
В советское время коммунистическое руководство запрещало религиозные обряды и традиции. Люди адаптировались к этому времени и только в воскресный день могли пойти на кладбище, чтобы почтить память умерших.
Никто не запрещал им отмечать Пасху на кладбище. Многие партийные люди, которые строго следили за соблюдением правил, нашли такой выход. Данное явление было обусловлено спецификой того исторического периода.
Всё тесно связано друг с другом. Однако сегодня ничто не мешает нам знать правду.
Христианский праздник прежде всего отмечается в доме Бога, в церкви, где мы собираемся на богослужение. Затем праздник продолжается в нашем доме, который является для нас малым храмом.
Святые отцы всегда говорили, что наш дом – это наш маленький храм, где каждый выполняет свои обязанности. В течение недели после праздника, которая раньше называлась Светлой Седмицей, люди отдыхали. В этот период проходили ежедневные службы, люди ходили в гости и праздновали. Поэтому это время и получило название «Красная Седмица».
Церковь также установила особый день для поминовения усопших – Радоницу, который отмечается на девятый день после Пасхи. В этот день мы вспоминаем наших близких, ушедших из жизни.
БОГ НЕ ДЕЛИТ ЛЮДЕЙ НА ЖИВЫХ И МЁРТВЫХ
– Когда правильнее ходить на кладбище – на Пасху или на Радоницу?
– Пасха по усопшим на осетинском языке называется Мæрдты куадзæн. Это особый день, название которого очень точно и ёмко отражает суть праздника – Пасха для тех, кто ушёл из жизни.
Его отмечают на девятый день после Пасхи и на третий день после Антипасхи (Бæлдæрæнтæ). Мæрдты куадзæн приходится на вторник. Утром мы проводим божественные литургии, освящаем куличи, паски и яйца, и уже после можно идти на кладбище, чтобы разделить радость Пасхи с умершими родными.
Эти дни отличаются от других поминальных дат, когда мы вспоминаем усопших с печалью и молимся за них. В этот день всё иначе.
Бог не делит людей на живых и мёртвых. Для него все живы, и радость Пасхи, радость воскресения объединяет нас. Хотя мы, живые, не всегда осознаём это.
Для тех, кто покинул мир и перешёл в загробную жизнь, этот праздник становится самым долгожданным. Они видят, что существует воскресение, и Господь не оставит их, если они жили в вере Христовой или же за них молятся здесь, на земле. Это необходимо помнить.
Церковь не запрещает молиться за усопших. Однако в пасхальные дни они не нуждаются в молитве об облегчении страданий. Святые отцы говорят, что в другие дни мы молимся о том, чтобы Господь обратил на них внимание, облегчив их посмертную участь. Но в пасхальные дни, когда Господь избавляет от страданий всех, мы не плачем о них, а радуемся вместе с ними. Это ключевой момент.
Двери рая и небес открыты, и Господь зрит всех без исключения. В пасхальной радости, которая касается и мёртвых, оплакивать человека, находящегося в радости, нелогично и неправильно.
В чём суть молитвы об усопших? Мы просим Бога облегчить их посмертное страдание. Мы не знаем, где находятся наши близкие – в раю или в аду. Но, судя по нашей жизни, очень немногие люди попадают в рай, к сожалению.
И ещё один важный момент: церковь никогда не прекращает поминовение усопших в алтаре. Мы поминаем их на проскомидии и в других молитвах. Они никогда не лишены молитв. Просто их внешний облик немного меняется.
Люди часто подходят к вере слишком поверхностно. Главная проблема многих верующих – нежелание учиться и невежество в вопросах веры.
«ИЗ ПЕСНИ СЛОВ НЕ ВЫКИНЕШЬ»
– Какие традиции и обычаи, связанные с празднованием Пасхи, существуют в Южной Осетии?
– Сегодня можно услышать разные мнения касательно празднования Пасхи. Старейшины Кударгома и других районов республики отмечали, что ходить на кладбище и плакать на Пасху не разрешалось. Это праздник радости, праздник воскресения. Жители сел в течение недели праздновали, ходили в гости друг к другу.
Дома мы всегда отмечали Пасху. Мама пекла пироги, красили яйца, и это было настоящее застолье. Но в то время не было какого-то особого ритуала, связанного с этим праздником.
Мне было около 5 или 6 лет, в начале 70-х годов. Родственница глубоко верующий человек в пасхальную ночь приводила меня и своего сына в храм Святой Троицы, расположенный за зданием бывшего Детского мира.
Церковь тогда была уже разрушена. Свечи покупали у армянина Никуши. Он продавал их из дома по ул. Осетинской (бывшая ул.Карла Маркса). В церкви мы зажигали свечи, на оставшихся стенах храма клали яйца, куличи.
Тетя долго молилась, и глубокой ночью возвращались домой. Это всего лишь один факт того, что традиция ходить в пасхальную ночь в храм существует в Цхинвале давно.
В сёлах не было строгого контроля, как в городах. Коммунистический режим не так сильно влиял на жизнь сельчан, и потому в деревнях отмечали праздники более архаично, то есть так, как было заведено нашими предками.
Более того, согласно сведениям, которыми мы располагаем, в сёлах важные события часто приурочивали к пасхальным дням. Некоторые закалывали барана или бычка и приглашали родственников. Но в каждом доме обязательно освящались яйца, готовились пироги, из сладкого теста выпекался кулич и накрывали праздничный стол. Ночью люди шли к ближайшему храму или церкви, даже если она была разрушена, зажигали свечи, молились и возвращались домой.
Люди понимали, что Пасха – это светлый праздник, праздник радости и возрождения. В Осетии, особенно в горной её части, этот день всегда отмечали с особым трепетом и радостью. Это были не поминальные дни, а дни радости, и жители понимали это очень хорошо.
Кстати, люди постились в эти дни. В Чесельтском ущелье я познакомился с уважаемым человеком Сосланом Тигиевым, который разбирается в осетинских традициях. На тот момент он не был крещёным. Сослан рассказывал о том, как жители Чесельтского ущелья строго постились во время Великого поста. По его словам, единственным послаблением было то, что детям разрешали вкушать черствый хлеб, смоченный в сырном рассоле. А перед постом широко отмечали масленицу – Урсы къуыри. У осетин, как и у многих других народов, есть христианские обычаи, которые очень похожи на местные. Наша местная традиция – христианская.
Хочу поделиться ещё некоторыми сведениями о трёх пирогах. Как отмечали мудрые старцы, три хлеба, которые несли для освящения и затем раздавали, никогда не были сырными пирогами или с другими начинками. Это был обычный хлеб. Более того говорили: «Сойы мур ыл ма аныдзæвæт» (чтобы капля масла не упала на хлеб). Эта традиция перекликается с церковными: просфора – как образ трёх хлебов.
Еще одно сходство: большие пироги (гуыдынтæ), которые сегодня принято готовить на свадьбы, раньше тоже пекли без начинки. Они тоже символизируют три хлеба. Национальные традиции, к сожалению, со временем теряют смысл. Остается внешняя обрядовость, которая потихоньку начинает блекнуть из-за новшеств, которые появляются. Многие не согласятся с этими фактами, но, как говорится, «из песни слов не выкинешь».
НАША ЖЕРТВА – ЭТО НАШЕ ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ
– Что Вы можете сказать о традиции жертвоприношения?
– Церковь все свои обращения и наставления адресует своей пастве, христианам. Церковная традиция основана на Евангелии и богословии. Мы опираемся на евангельские истины, которые стали основой учения Христа и всей церковной проповеди. Именно от этих первоисточников исходим. Те, кто принимают крещение, обязуются следовать заповедям веры, соблюдать церковные обряды и традиции. Принять таинство крещения – это всегда личное решение каждого человека, мы никого не заставляем.
Что касается заклания агнца, то это не является жертвой, поскольку за нас жертву принёс сам Христос, и мы были искуплены его кровью. До Христа люди искупали свои грехи жертвенной кровью, приносили искупительную жертву. После того, как Христос искупил нас своей кровью, никакого жертвоприношения уже быть не может. Наша жертва – это наше духовное состояние. Мы должны отказаться от грехов и жить правильно, потому что уже искуплены и спасены от ада.
На Кавказе, в Греции и в России сохранилась традиция на Пасху закалывать барана или телёнка. Но это называлось агапа – праздничная трапеза после богослужения. Человек, устраивавший агапу, по древней традиции собирал своих друзей и родственников, приглашал их к себе домой и в честь праздника закалывал бычка, чтобы угостить гостей. Однако, агапа – это не жертвоприношение, не священнодействие, а всего лишь приготовление праздничной трапезы. В христианской традиции приготовление пищи для такой трапезы было своего рода братской трапезой, а не жертвоприношением.
СИМВОЛ БЕСКОНЕЧНОСТИ
– В Пасхальную ночь принято совершать Крестный ход. В чем его смысл и значение?
– Крестный ход – это физически выраженное действие, которое объединяет христиан одной общей верой. Это единение, поход в рай. Когда верующие выходят из церкви и с верой, церковными песнями обходят храм, город – это выражение консолидации, сосредоточенной молитвы, выход во внешний мир святости Божьей.
Участие в нём мистически благотворно влияет на душу и приносит радость, чувство единения, сплочённости, семьи. Это можно увидеть в нашем городе на большие праздники, когда мы совершаем крестные ходы: на Вербное Воскресение, Пасху, Рождество Христово и др.
Небольшой Крестный ход можно проводить по воле священника. Например, в страстную пятницу во время погребения плащаницы. Крестный ход – это коллективная молитва, выражение любви к Богу и соединение мира с церковью, земного мира с небесной церковью.
Крестный ход всегда идёт по кругу, и его начало и конец соединяются, что символизирует бесконечность. Он словно повторяет путь, который должно пройти человечество, и мы снова и снова входим в храм, как в рай, освящая этим самым нашу землю, город и место, где живём. Крестный ход очень важен не только своей символичностью, но и тем, как он проходит.
СЛЕДУЙТЕ ЗАПОВЕДЯМ ХРИСТА
– Ваши пожелания в преддверии главного православного праздника народу республики.
– Хочется пожелать нашему многострадальному народу – спасения. От имени нашего духовенства, Аланской епархии всех жителей Республики Южная Осетия с праздником Воскресения Христова! Пусть радость, мир и благодать наполняют ваши сердца и дома, а праздник напоминает нам о важности веры, любви и милосердия в нашей жизни.
Желаю всем крепкого здоровья, счастья и благополучия. Следуйте заповедям Христа, и ваша жизнь станет лучше. С праздником!
«Чырысти райгас!»,
«Христос Воскресе!»
На Пасху
«Христос воскрес!» — победно песнь святая
Вновь грянула с ликующих небес,
И тленный мир от края и до края
Поет в ответ: «Воистину воскрес!»
И все цветет, все счастливо, согрето,
Обласкано живительным лучом,
И все полно веселья и привета, –
Клокочет жизнь, могучим бьет ключом.
Разверзнуты горячие объятья,
В лобзании сливаются уста,
Сплотились все, как любящие братья,
В одну семью мы именем Христа.
В одну семью сплотились все народы,
У всех один небесный Царь-отец,
И вся земля — обширный храм свободы,
И целый мир — сплошной союз сердец.
И чужд душе, блаженством упоенной,
Вседневный чад борьбы и суеты…
О, милый друг, любовью ослепленный,
Так думаем лишь только я да ты!..
Коста Хетагуров
Алена ДЖИОТЫ