Войлок, как известно, вторичный материал, произведенный из шерсти; он был незаменим в кочевом быту.
Технология изготовления войлока является одной из самых древних (насчитывает около 4 тысяч лет), она основана на ручном труде, основным материалом для изготовления войлока является шерсть животных, в основном овец.
В осетинском языке войлок и бурка обозначаются одним словом nymæt/nimæt. Восходит к древнеиранской форме *namata. Этимологически namata- связывают либо с nam – «бить», «колотить» (ос. næmyn), либо с nam – «влажный» (перс. nam, namid).
На территории Северной Осетии, в Змейском катакомбном могильнике № 65, в погребении 6, найдены «остатки разложившейся ткани, украшенной маленькими круглыми бронзовыми бляшками…лежали бронзовые ногтечистка-крючок, копоушка и амулет (длина – 7 см). Внутри амулета находился войлок и маленький железный стерженек-игла» (В.А. Кузнецов. Раскопки Змейского катакомбного могильника в 1959 г.). В аланских могильниках вместе с копоушками и ногтечистками находили складни, функции которых не были ясны, но обнаружив в 1958 г. в катакомбном могильнике XI–XII вв. складни, орнаментированные плетенкой и скрепленные шерстяной ниткой, внутри которых лежала истлевшая шерсть, археологи установили принадлежность складней к амулетам: позднейшие этнографические дериваты с различным содержанием внутри (вплоть до молитв и заклинаний), подвешивавшиеся на грудь, описаны Г.Ф. Чурсиным… В другой катакомбе того же могильника, раскопанной Е.Е. Ивашневым в 1959 г., был найден еще один пятиугольный бронзовый амулет с кусочком желто-зеленого войлока внутри (фонды Пятигорского музея краеведения)» (В.А. Кузнецов).
Грузинский царевич, историк и географ Вахушти Багратиони в «Истории царства Грузинского» (XVIII в.) отмечает, что «меди и золота и серебра у них мало. Денег не знают, но деньги заменяются войлоками, чохой, небеленым холстом, сукном, овцами, коровой и пленником, и между собой торгуют ими».
В фольклоре осетин, потомков скифо-сармато-аланских племен, войлок и бурка представлены как в качестве сакральной атрибутики, так и в качестве фигуранта обрядовых трудовых песен. Бурка – войлочный плащ без рукавов. Бурку валяли как сами осетинки, так и могли пользоваться привезенными из Дагестана: там их производили андийцы; поэтому в историческом фольклоре осетин эпитетом бурки часто является определение «андийская». В белой бурке фигурирует сакральный персонаж мифолого-религиозных представлений осетин Уастырджи. Войлочная плеть – атрибут многих персонажей Нартовского эпоса, волшебной сказки осетин: с ее помощью происходят превращения из людей в животных и наоборот, ею можно оживить человека. В мифолого-исторических преданиях, легендах и песнях в эпизодах гибели героя он поднимается на холм, бросает на землю свою бурку и умирает.
Бурки, наряду с мужским головным убором, является знаковой формой выражения уважения к мужчине за его достойную жизнь, совершенные подвиги. После Великой Отечественной войны осетинские женщины валяли бурки в честь погибших и пропавших без вести.
Бурка, войлочная шапка, войлочные сапоги идеально подходили для сурового горского быта. Для валяния войлока, трудоемкого процесса, у осетин «широко применялась взаимопомощь в виде «зиу»… Женщины во время «зиу» занимались обмазкой домов глиной, расчесыванием шерсти, валянием войлока, бурок и т. п.».
Определенный интерес вызывает войлочная шляпа, которая была незаменимой вещью в теплое время года и была распространена по всему Кавказу. Этот вид головного убора являлся преимущественно крестьянским, рабочим.
Изготавливалась войлочная шляпа преимущественно из шерсти белого, серого или коричневого цвета, кустарным способом. Особо ценились тонкие шляпы из белого козьего пуха (тинтычъи худ). Такие шапки считались праздничными. Цветовую гамму и форму этого вида головного убора достаточно ярко описал С.В. Кокиев: «На голове летом у него войлочная шляпа белого, черного, а чаще серого и неопределенного цвета; формы ей дают самые причудливые; это зависит вполне от личной изобразительности каждого: можно встретить круглый или конусообразный верх, широкие поля, закрывающие иногда даже плечи, спущенная или вздернутая как у итальянского бандита».
Технология изготовления шляпы из войлока достаточно трудоемка. Приготовленный войлок в виде лепешки натягивали на специальную деревянную форму (къудыр) и крепко привязывали, задав тем самым шапке глубину и размер. Края обрезали только после высыхания, и окантовывались шнурком или сукном домашнего изготовления.
Немаловажным достоинством войлочной шапки была ее способность не пропускать воду, так что в пути владелец мог ее использовать и как «посуду» для питья воды. Свернутая в четыре раза по наружной стороне, она напоминала нечто вроде черпака, и всадник, не спешиваясь, мог с помощью такого ковша выпить воды.
Традиционные осетинские головные уборы и сегодня популярны у жителей Осетии – их используют не только в качестве реквизита в кино и театрах или для исполнения национальных танцев, но и для проведения различных церемоний, к примеру, свадебных. А войлочные шапки и по сей день можно найти в гардеробе у многих осетин.
Широкий диапазон использования войлока, от хозяйственных целей до сакральных (амулеты), говорит о непрерывной знаковой важности этого материала в среде скифов, сарматов, аланов и их потомков осетин.
Подготовила М. Габуева