Космос Жанны Плиевой: в Цхинвале представят балет «Фатима» на музыку выдающегося композитора

Североосетинский филиал Мариинского театра представит в Цхинвале 22 января национальный балет «Фатима» по одноименной поэме Коста Хетагурова на музыку известного композитора Жанны Плиевой. Показ приурочен к годовщине смерти народной артистки Южной Осетии. Премьера балета прошла с аншлагом в ноябре 2023 года во Владикавказе, второй показ творческая команда, работавшая над постановкой «Фатимы», решила провести на родине Жанны Плиевой – в Цхинвале. 

Редкое и удачное сочетание целого ряда факторов, связанных с реализацией данного проекта, изначально выводят его за рамки обычной театральной постановки. По факту мы имеем дело со знаковым явлением в сфере национальной культуры, которое на ближайшие годы станет визитной карточкой Осетии на международных театральных площадках, демонстрируя высокий уровень развития национального искусства. Впрочем, творческие деятели, объединившие усилия для воплощения в жизнь идеи Валерия Гергиева, руководствовались в первую очередь другими материями. Как отметил маэстро, балет «Фатима» стал их первым приношением памяти Жанны Плиевой.

«Жанна Плиева была одним из моих педагогов, и я сделаю все возможное, чтобы ее произведения жили», – подчеркнул Гергиев на брифинге во Владикавказе.

Он заверил, что Мариинский театр и его филиал во Владикавказе приложит все усилия, чтобы огромный мир музыки Жанны Плиевой, созданный ею в своих партитурах, был достойно представлен во всей Осетии-Алании, и звучал на бескрайних просторах России.

Именно Гергиев выступил в роли художественного руководителя проекта, работа над которым началась еще при жизни югоосетинского композитора. В качестве режиссера постановки был привлечен худрук Юго-Осетинского госдрамтеатра Тамерлан Дзудцов, хореографом-постановщиком стал Валерий Суанов – главный балетмейстер филиала Мариинского театра в РСО-Алания. В составе команды также был сценограф и художник по костюмам Давид Найфонов, уже знакомый югоосетинскому зрителю по его успешной работе в «Черной бурке». Главные партии в «Фатиме» исполнили солисты балетной труппы филиала Мариинского театра в Северной Осетии во главе с примой-балериной Виолеттой Магомедхановой.

Либретто к балету было написано в середине 80-х годов 20-го века Анатолием Азаревичем, другом и единомышленником Жанны Плиевой, работавшим тогда главным режиссером Юго-Осетинского госдрамтеатра. Судя по многочисленным отзывам, последовавшим после владикавказской премьеры, синтез столь незаурядных творческих начал, поставивших своей задачей расшифровку кодов и символов музыки Жанны Плиевой, дал ожидаемый эффект. Достаточно сказать, что весь музыкальный материал был записан Валерием Гергиевым с оркестром Мариинского театра. В результате балет ставился не под фортепианное исполнение, а в сопровождении объемного оркестрового звучания, что, конечно же, стало настоящим подарком для зрителей.

Режиссеры и постановщики балета «Фатима» признаются, что процесс сценического воплощения музыкальных образов, созданных Жанной Плиевой, был весьма непростым. Как отметил после премьеры Валерий Суанов, в его карьере это был самый сложный и интересный проект.

«Я с большой опаской приступил к его созданию. Музыка Жанны Плиевой необычная, космическая. Это был целый ребус, который нам предстояло разгадать. Тяжелые месяцы работы, без выходных. Надо было показать накал страстей и в то же время передать колорит той эпохи. Это очень тонкая грань», – резюмировал главный балетмейстер филиала Мариинки Суанов.

Теперь эти ребусы предстоит разгадать югоосетинским театралам. Один из них связан с образом Коста Хетагурова, который неоднократно появляется на протяжении балетного действа. Другой ребус символизирует тему борьбы злого рока с надеждой на светлое будущее.

Судя по всему, югоосетинской зрительской аудитории предстоит неделя, насыщенная смыслами и символами, требующими многократного осмысления.

«Фатима» не первый балет, поставленный на осетинской сцене. Еще в прошлом веке на суд театралов Осетии был представлены «Хетаг» Дудара Хаханова по одноименной поэме Коста Хетагурова, одноактный балет «Ацамаз и Агунда» и «Лесная девушка» Христофора Плиева, «Парад планет» Ацамаза Магкоева и др. Однако есть все основания полагать, что нынешний проект Валерия Гергиева станет наиболее известным для международной аудитории.

После Южной Осетии балет «Фатима» планируется показать в Москве и Санкт-Петербурге, а затем в других городах РФ.

Ацамаз Макоев: «Жанна Плиева – человек планетарного масштаба» Творчество Жанны Плиевой как композитора по своей значимости и масштабам с самого начала шагнуло далеко за пределы Осетии. О ее успехах свидетельствуют многочисленные награды и премии. Жанна Плиева – член Союза композиторов СССР с 1976 года, лауреат всесоюзных и международных конкурсов, лауреат Государственной премии России.

Родившись в Цхинвале, она училась в Орджоникидзевском училище искусств на отделении специального фортепиано, по окончании которого поступила в Ленинградскую консерваторию на фортепианный факультет, затем – на факультет композиции. Ее насыщенная творческая жизнь была на редкость продуктивной, в результате чего Жанна Плиева стала автором 6 симфоний, 3 балетов, 4 концертов, многочисленных камерных, вокальных, инструментальных произведений. Она также писала музыку к первым осетинским мультфильмам, много сочиняла для драматических театров Южной и Северной Осетии.

В 1993 году Жанна Плиева получает специальный приз II международного конкурса произведений для двух фортепиано за пьесу «Мираж», прошедшего в Токио. В 2000 году ее музыка к анимационному фильму «Волшебная свирель» была удостоена «Золотого витязя» на IX международном кинофоруме «Золотой витязь». Двумя годами ранее она получила Гран-при международного фестиваля анимационного кино «Золотая рыбка», а в 1999 году завоевала Первую премию на Всероссийском фестивале анимационного кино в Тарусе. Государственной премии РФ композитор была удостоена в 2002 году за балет «Небесное зеркало», написанный по Нартовскому эпосу осетин, который был поставлен на сцене Государственного обрядового музыкального театра «Арвайдан». И это лишь краткий перечень наград и достижений Жанны Плиевой. Ее произведения исполнялись и исполняются лучшими оркестрами Европы и России. «Праздничную» увертюру дирижирует сам маэстро Валерий Гергиев.

Отдельное место в творчестве Жанны Плиевой занимала тема Бесланской трагедии, которой она посвятила симфонию «Недосказанное». Председатель Союза композиторов Советского Союза, а затем и Российской Федерации Тихон Хренников высоко оценивал творчество осетинского композитора. По его словам, он всегда с большим интересом слушал симфонии и фортепианные сочинения Жанны Плиевой. «Она устремлялась к новому, не отрываясь от родной почвы. Использовала арсенал новейших композиторских средств, оставаясь верной традиционной, тональной музыке», – отмечал Тихон Хренников.

Одним из выдающихся композиторов 20 и 21 века Жанну Плиеву называл Ацамаз Макоев, композитор, пианист, председатель правления Союза композиторов Республики Северная Осетия-Алания с 1996 года. «Жанна Плиева – композитор мирового уровня, чье имя уже вошло в историю и чье творчество никогда не иссякнет, всегда будет исполняться и всегда будет востребовано. Для меня она стоит в одном ряду с Софией Губайдулиной, Родионом Щедриным, Александром Чайковским. Жанна – человек планетарного масштаба. Того же уровня, что и Валерий Гергиев, Долорес Билаонова, Вероника Дударова. Имея глубочайшие осетинские корни, она впитала самое лучшее в Ленинградской консерватории и прекрасно знает мировую, советскую, русскую, осетинскую музыку, что и использовала в своем творчестве», – считает Ацамаз Макоев.

Он также характеризовал Жанну Плиеву как выдающегося симфониста, способного выдавать фантастические сочинения, шокирующие своей необычностью и красотой. Столь высокие оценки произведениям Жанны Плиевой давали не только коллеги по цеху, но и маститые искусствоведы.

Как отмечала доктор искусствоведения, профессор Татьяна Батагова, индивидуально яркий музыкальный язык Жанны Плиевой необычен, бросок, и впечатляет переплетением-игрой стилей – актуального композиторского, архаичного фольклоризованного и современного эстрадно-рокового. И действительно, ее постановки всегда отличались органичностью, креативным воплощением единой целостной художественной идеи. Жанне Плиевой удавалось обеспечить синтез талантливой музыки и других составляющих обрядового действа, включающих сценографию, исполнение и хореографию, всякий раз применяя новаторские подходы. Добиваться такого результата Жанне Плиевой помогало особое отношение к музыке. Для нее она была информацией, закодированной в знаках и символах, которую композитор предлагает аудитории, помогая ей приблизиться к непостижимому.

Подобный подход композитор использовала, раскрывая в своей музыке тему Нартовского эпоса, стремясь по-новому донести до слушателей музыкальное прочтение эпических легенд. Благодаря тонкому пониманию Нартовского эпоса, она смогла соединить в своих произведениях по этой теме лирическое и героическое начало. К примеру, в музыке к анимационному фильму «Волшебная свирель» Жанна Плиева использовала интонации и ритмы двух осетинских танцев – «симда» и «хонга». Первый при этом демонстрировал мощь духа, а музыкальная тема второго танца служила отражением мира лирических образов.

К сожалению, несчастья, обрушившиеся на композитора в последний период жизни, помешали ей продолжить успешный путь по небосклону музыкального олимпа. Тяжелый недуг приковал Жанну Плиеву к инвалидному креслу. Смерть композитора стала огромной утратой для коллег по цеху, друзей и многочисленных почитателей ее творчества.

И. ТЕДЕЕВА