Казбек Джелиев о роли театра в Южной Осетии, культе личности и новом взгляде на национальную драматургию

В начале февраля в Юго-Осетинском государственном драматическом театре произошли кадровые изменения: новым художественным руководителем стал Казбек Джелиев – выпускник югоосетинской студии Театрального института им. Б. Щукина, известный яркими постановками в театрах Северной Осетии и других республик Северного Кавказа. На югоосетинской сцене у него также сформировалось солидное творческое портфолио. Он автор обновленной версии известных театральных произведений – «Дон Жуана», «Черной бурки» и «Тиля Уленшпигеля», вызвавших зрительский резонанс. В новом качестве Казбек Джелиев намерен внести изменения в репертуарную политику, привлечь молодежную аудиторию и повысить роль Госдрамтеатра в культурной жизни республики. Об этом и других актуальных вопросах он рассказал в интервью газете «ЮО».

– Какие задачи вы ставите перед собой как художественный руководитель театра?

– Моя первая и главная задача – сформировать стабильный репертуар, привлечь зрителя, сделать спектакли доступными для всех возрастов. Сейчас ситуация такова, что у нас практически нет детского репертуара. В афише для юных зрителей всего одна сказка – «Золотая рыбка» по мотивам Пушкина, а «Красная Шапочка» не обновлялась 15 лет. Мы не выезжаем в детские сады и школы, хотя это важная практика. Ведь не каждый детский коллектив, особенно в районах, может приехать в театр. Поэтому пригласили режиссёра североосетинского ТЮЗ «Саби» Ирину Баграеву, которая подготовит детский материал для выездных постановок.
Кроме того, остро стоит вопрос зрительской активности. Недавно шёл спектакль «Дон Жуан», и на сцене было больше актёров, чем зрителей в зале. Это огромная проблема. Многие говорят, что в Южной Осетии небольшая численность населения, но дело не в этом. Причина кроется в отсутствии рекламы, правильной организации работы и др.
С учетом этого, говорить о глобальных планах на сегодняшний день преждевременно. В первую очередь нужно создать прочную основу: разнообразить репертуар, организовать регулярные показы, выйти хотя бы на 9-10 спектаклей в месяц.

– Каково ваше видение роли театра в культурной жизни Южной Осетии?

– Театр в Южной Осетии является не просто частью культурной жизни, а ее душой и отражением национальной идентичности. Сценическое искусство – отличный способ передавать традиции, тонкости национальной культуры и мировоззрение осетинского народа в живой, органичной форме, способной вызвать отклик зрителей. И что не менее важно, – осетинский театр должен стать главным носителем родного языка. Чем больше спектаклей на осетинском языке, тем крепче связь поколений и сильнее культурная основа нации.
Сегодня театр и национальные ансамбли, такие как «Симд», – это лицо Южной Осетии, образно выражаясь, два культурных «кита», без которых невозможно представить культурное развитие республики. Более того, без осетинского театра и танца невозможно представить полноценное существование нации. Именно поэтому работа в театре – не только творчество, но и большая ответственность. Она требует полной самоотдачи. Здесь не должно быть места лени, апатии, бытовым проблемам. Важно, чтобы актеры приходили на репетиции с горящими глазами, с желанием творить. Без объединяющего вдохновения и коллективной энергии никогда не будет настоящего искусства. Если говорить о других функциях театра, то среди них можно выделить воспитание и духовное насыщение зрителя. Сценическое искусство побуждает задуматься, сопереживать, оно вдохновляет, преображает внутренний мир человека. К примеру, в «Тиле» наглядно показана важность борьбы с несправедливостью, стремление к свободе и сила объединения. Артисты априори не могут жить в своем замкнутом мире, напротив, люди должны видеть в театре центр культуры, пространство для творческого общения и поиска новых смыслов. Однако, чтобы добиться подобного результата и вывести театральное искусство в Южной Осетии на новый уровень, необходима ежедневная кропотливая работа.

– Сегодня часто говорят о дефиците современной осетинской драматургии и авторов, пишущих на актуальные темы. Может ли Госдрамтеатр компенсировать этот объективный пробел?

– Вопрос дефицита современных осетинских драматургов действительно стоит остро, но это не означает, что наша драматургия бедна или исчерпала свой потенциал. Напротив, в национальной литературе есть множество значимых произведений, которые остаются актуальными. На мой взгляд, проблема заключается не столько в количестве новых пьес, сколько в подходе к их постановке. Современный театр должен искать свежие формы подачи, осмыслять классические произведения сквозь призму сегодняшнего дня, чтобы они звучали живо и убедительно для нынешнего зрителя. Даже знакомые сюжеты могут заиграть новыми красками, если подойти к ним творчески. Как в кулинарии: два повара могут приготовить одно и то же блюдо по-разному, в зависимости от уровня мастерства и чувства вкуса. Так и в театре – важен не только сам текст, но и то, как он преподнесен. В осетинской драматургии есть мощные произведения, затрагивающие глубокие темы. Например, пьеса «Две сестры» Елбыздыхъо Бритаева – это не просто история борьбы женщины за свои права, а размышление о природе женственности, о том, как женщина может и должна утверждать себя в обществе, сохраняя свою внутреннюю силу. Разве это сейчас не актуально? Осетинские драматурги поднимали вечные темы, которые волнуют людей во все времена. Здесь важно найти режиссерские решения, которое заденет зрителя за живое, вызовет у него интерес. Юго-Осетинскому госдрамтеатру необходимо осмысление национального драматургического наследия в современном контексте для создания постановок высокого уровня, которые будут актуальны и за пределами Южной Осетии.

– Скажите, а каково ваше отношение к театральной критике?

– Театральная критика играет важную роль в развитии сценического искусства, но многое зависит от того, какой она является по своей сути. Настоящий критик – это не разрушитель, не человек, который механически разбирает спектакль на части, выискивая ошибки, а в каком-то смысле врач, способный дать дельный совет. Критик может увидеть суть постановки, понять режиссерский замысел и подсказать, как сделать его более точным и выразительным. Он сопереживает театру, хочет его успеха и говорит не с позиции всезнающего судьи, а с позиции внимательного зрителя, понимающего законы сцены. Однако если критика сводится только к перечислению недостатков без попытки вникнуть в художественную задачу спектакля, без стремления помочь артистам, то она становится не только бесполезной, но и вредной. В таком случае главный судья – это зритель, ведь именно его восприятие определяет судьбу спектакля. Если постановка трогает, волнует, вызывает отклик, значит, театр справился со своей задачей.

– Как, на ваш взгляд, привлечь молодежную аудиторию в театр?

– Основной способ привлечения молодежи – репертуар, рассчитанный на молодое поколение, постановки на актуальные темы, современные интерпретации классики, смелые эксперименты с формой и подачей. Однако важно не только ставить «молодежные» спектакли, но и прививать любовь к театру с детства. Начинать стоит с качественных детских театральных произведений, которые формируют у юных зрителей эмоциональную привязанность и культурные традиции, сохраняющиеся и во взрослой жизни. Будем над этим работать, определенные планы у нас есть. Помимо этого, хотел бы обратить внимание еще на один аспект. История театра показывает, что на зрителя влияет культ личности в хорошем смысле слова. К примеру, местные театралы приходили на постановки, чтобы насладиться игрой Вильгельма Хасиева, Ахсара Ванеева, Давида Габараева, Людмилы Галавановой и многих других артистов. Здесь свою роль играло не только высокое исполнительское мастерство, но и яркие, самобытные актерские образы, способные привлекать людей, включая молодежь.

– Какие новые постановки может увидеть зритель в нынешнем театральном сезоне?

– Одной из новинок сезона станет семейная драма «Вечно живые» по мотивам произведений Виктора Розова, которую намерены поставить к 80-летию Победы. Другая премьера – комедия «Моя теща» по мотивам произведения Геора Хугаева в интерпретации режиссера Сармата Котаева. Спектакль был запланирован еще при предыдущем руководстве, и именно им, скорее всего, завершится сезон. Для юной аудитории выпустим детский спектакль, который также будет показан на выездных гастролях по дошкольным учреждениям города Цхинвала и районов республики. Его постановкой займется Ирина Баграева. Если работа окажется успешной, режиссеру предложат создать стационарную сказку для постоянного репертуара театра. Что касается нового сезона, который стартует в августе, то планируем масштабную музыкальную постановку «Остров сокровищ» по мотивам романа Роберта Льюиса Стивенсона. Спектакль поставит Руслан Цагараев – режиссер североосетинского театра «Амран», выпускник Щукинского училища и представитель вахтанговской школы. Его педагогический подход к работе обещает сделать обновленную версию известного произведения более яркой и привлекательной для детей. Однозначно продолжим практику приглашенных режиссеров. Их участие поможет обогатить репертуар и привнести свежий взгляд на национальный материал. Один из первых, кого будем привлекать – известный режиссер Роман Габриа, давно сотрудничающий с Юго-Осетинским госдрамтеатром.
Рассматривается возможность постановки музыкальных спектаклей. Один из потенциальных проектов – перевод на осетинский язык оперетты Евгения Птичкина «Бабий бунт». Мне кажется, эта комедия с элементами народного фольклора органично впишется в осетинский театральный контекст.
Скажу еще, что есть уже договоренность с филиалом Мариинского театра во Владикавказе. Уже скоро югоосетинский зритель будет иметь возможность посмотреть на сцене нашего театра балетную версию всемирно известного романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» в постановке главного балетмейстера театра, заслуженного артиста РСО-А и заслуженного деятеля культуры РЮО Валерия Суанова. Также в мае ждем в гости Осетинский театр им. Тхапсаева.

Алла ГЕРГАУЛОВА