Бибо Ватаев – большой артист, человек щедрого и светлого сердца

Мастер сцены, вписавший неповторимую строку в творческую историю национального театрального искусства Осетии, киноактер, ставший кумиром для тысяч зрителей на пространстве бывшего Советского Союза и за его пределами. Яркий общественный деятель…

Ватаев Бимболат Заурбекович родился 15 марта 1939 года в селении Новый Батако в семье Заурбека Ватаева и Тамары Караевой. Через год у молодых родителей родилась ещё и дочь Аза, а спустя год в июне 1941 Заурбек вместе со своим младшим братом Майрамом добровольцем ушел на фронт. С тех пор как мужчины ушли на войну, в доме Ватаевых остались одни женщины, не считая двухлетнего Бибо. В 1942 году семьей была получена похоронка. В ней коротко говорилось, что красногвардеец, сапёр 63 стрелковой дивизии Заурбек Ватаев пропал без вести в Курской области. После этого известия Тамара собрала своих детей и переехала в отчий дом.
Еще в детстве было видно, что Бибо Ватаев — обладатель большого таланта, и обязательно заявит о себе в полный голос. Постоянный участник школьных концертов и театральных постановок, он всегда отличался от сверстников.
Володя Баллаев приехал со спектаклем для шахтеров в Бурон, где заметил Бимболата и пригласил его в театр на просмотр. После этого он был принят во вспомогательный состав. Так началось восхождение 18-летнего Бибо на вершину искусства.
Впоследствии Ватаев стал студентом знаменитого Щукинского театрального училища, курса под управлением Юрия Любимова, из выпускников которого сформировался основной костяк театра на Таганке. В дипломном спектакле по пьесе Б. Брехта, Бибо Ватаев сыграл главную роль летчика Суна.
С 1959 года Бибо – актёр Северо-Осетинского музыкально-драматического театра. В 1964-65 гг. он играл в Театре драмы и комедии на Таганке, а с 1969 по 1975 год – актёр киностудии «Таджикфильм» и режиссёр телевизионных фильмов.
Бимболат Ватаев сыграл более двухсот театральных и киноролей. На сцене он создавал образы Короля Лира, Отелло, царя Эдипа, Клавдия. От Шекспира легко переходил к произведениям осетинских драматургов Геора Хугаева, Григория Плиева в качестве режиссёра и исполнителя главных ролей в спектаклях.
Кинематографический успех Ватаева связан прежде всего с работой на студии «Таджикфильм», где он сыграл в начале 70-х годов самую заметную в своей творческой биографии роль Рустама в фильмах «Рустам и Сухраб» и «Сказание о Рустаме», за которую был удостоен премии за лучшую мужскую роль на Панамском кинофестивале. За эти работы Ватаев был удостоен Государственной премии Таджикистана имени Рудаки 1973 года и огромного признания зрителя. Рассказывают, что режиссер-постановщик фильма Бенсион Кимягаров пробовал на эту роль очень многих известных актёров по всему Советскому Союзу и даже Ирану. Но ни на ком так и не смог остановиться, пока не обратился к Бимболату Ватаеву. В осетинском актёре он сразу увидел древнеперсидского богатыря: высокая статная фигура, выразительное лицо восточного типа, а главное – его артистизм и умение создать образ, в данном случае эпического героя Фирдоуси «Шах-наме». Бимболату пришлось выучить персидский язык – познать столь сложный материал необходимо было на языке оригинала. Таджикская кинодилогия «Подвиги Рустама» попала в золотой фонд отечественного киноискусства – в большой степени благодаря Бимболату Ватаеву.
Это была не первая роль осетинского актёра в фильмах среднеазиатских режиссёров. В 1966 году, то есть в 27 лет, на кинофестивале в Ашхабаде его признали лучшим исполнителем мужской роли в фильме «Хасан-арбакеш». В том же году Ватаев занят в работе над фильмом режиссёра Камила Ярматова «Поэма двух сердец». Затем были интересные роли в кинокартинах «Именем закона» (режиссер Мухтар Дадашев), «Как велит сердце» и «Сказание о Сиявуше» (режиссёр Бенсион Кимягаров), «Абу Райхан Беруни» (режиссёр Шухрат Аббасов), «В чёрных песках» (режиссёр Искандер Хамраев) и другие.
Критики, следившие за творчеством молодого Ватаева, уже стали называть его известным среднеазиатским актёром. Но в этот период Бимболату выпала уникальная возможность создать героическую роль в кавказском кинематографе. На студии «Грузия-фильм» режиссёр Николай Санишвили снял фильм по пьесе осетинского режиссера Григория Плиева «Чермен». Действия этой исторической драмы разворачиваются в одном из горных аулов Осетии, в ней рассказывается о легендарном народном герое Чермене, роль которого блестяще исполнил Бимболат Ватаев. Фильм привлёк внимание великолепным актёрским ансамблем, в котором были собраны Верико Анджапаридзе, Софико Чиаурели, Бало Тхапсаев.
Бимболат Ватаев и в обыденной жизни словно продолжал играть эпических героев. Могучее телосложение, уверенная походка, белая борода на красивом лице выделяли его среди других людей – на заседаниях в правительстве, в театре или на улице. У него было много званий – народный артист России и Северной Осетии, лауреат нескольких государственных премий. Но создавалось впечатление, что гораздо больше он дорожит признательностью своих простых соотечественников, возможностью войти в любой осетинский дом на радость его хозяевам, поговорить с людьми, поделиться с ними своим оптимизмом.
В 1994 году Бимболат Ватаев был назначен министром культуры Северной Осетии, где на протяжении пяти лет работал не покладая рук.
9 мая 2000 года во Владикавказе в возрасте 61 года ушёл из жизни Бимболат Заурбекович Ватаев.
Именем Бимболата Ватаева в Осетии названо несколько улиц. Улица Артиллерийская, на которой с 1976 года вплоть до своей кончины проживал актер, решением правительства РСО-Алания переименована в улицу Бибо Ватаева. В селении Новый Батако, на родине Бимболата Заурбековича, его именем названа улица Первомайская, где располагается родовое гнездо семьи выдающегося актера. Также его имя увековечили жители героического Беслана, присвоив одной из улиц имя легендарного земляка.

Подготовила К.БАГАЕВА