Балет-шедевр: в Цхинвале прошла премьера «Фатимы»

Югоосетинская премьера национального балета «Фатима» в исполнении балетной труппы северо-осетинского филиала Мариинки стала культурным событием в Южной Осетии.

Новое прочтение драматического произведения Коста Хетагурова на музыку известного композитора Жанны Плиевой имело грандиозный успех. Мгновенно разлетевшиеся билеты, сразу два показа в один день, прошедшие с аншлагом, и многочисленные восторженные отзывы югоосетинских театралов – заслуженный результат многомесячного кропотливого труда творческой команды, работавшей над постановкой балета «Фатима» и артистов филиала Мариинки.
Аналогичная картина наблюдалась в ноябре 2023 года во Владикавказе, где прошла первая премьера «Фатимы».
Творческая группа в лице художественного руководителя проекта и автора идеи маэстро Валерия Гергиева, режиссера Тамерлана Дзудцова, режиссера-хореографа Валерия Суанова и художника-постановщика Давида Найфонова создала действительно новую «Фатиму», уйдя от соблазна использовать экранизированную версию. Стремление представить оригинальное, собственное прочтение знаменитой поэмы Коста обусловило ярко выраженный национальный акцент. Впрочем, здесь свою роль сыграла и музыка Жанны Плиевой, и работа художника-постановщика Давида Найфонова. Ему, как всегда, удалось умело передать атмосферу главной сюжетной линии, усилив с помощью впечатляющей сценографии и тонко проработанных костюмов воздействие игры артистов и музыки на зрительный зал.
Образ суровых гор Кавказа, на фоне которых происходит театральное действо, величественные под потолок строгие фигуры со скрещенными руками, расположенные по бокам сцены, надочажная цепь, сдержанная эстетика костюмов на протяжении всего балетного спектакля емко передавали дух эпохи, отраженной в поэме Коста.
Здесь все было к месту: зрители могли оценить идеальное, гармоничное сочетание всех составных элементов, включая сюжетный замысел, хореографию и пластику балетной труппы, костюмы и декорации, музыку Жанны Плиевой в филигранной интерпретации дирижера Георгия Албегова.
Столь глубокое погружение в философию Жанны Плиевой и умение разложить, что называется, по полочкам, ее космические мотивы, – искусство, достойное восхищения.
В балете музыкальная структура отличается сильными контрастами, отражающими перемены в судьбе героев и смену обстоятельств. Используются сочные музыкальные краски, чтобы погрузить слушателя в мир «Фатимы», передать обстановку горного селения с танцами, приездом гостей, традиционными пиршествами и конфликтами. Осетинские национальные интонации отчетливо чувствуются и в кульминационных эпизодах, показывающих развитие взаимоотношений главных героев.
Особой оценки заслуживает работа режиссера-хореографа «Фатимы», главного балетмейстера филиала Мариинского театра в РСО-А Валерия Суанова. Он добился органичного сочетания балетной хореографии и осетинской национальной компоненты, хотя в представлении обывателей сложно вообразить одним целым эти две составляющие. Достигнутое в процессе репетиций тонкое понимание пульса и тектоники постановки позволило соединить в единую композицию усилия всех участников творческой команды и артистов балетной труппы.
Кстати, сценический талант и пластика последних впечатлили югоосетинских зрителей ничуть не меньше, нежели уровень режиссуры и сценографии.
Прима-балерина филиала Мариинки Виолетта Магомедханова (Фатима), солисты Азамат Малиев (Джамбулат), Осман Рустамов (Ибрагим), Казбек Шанаев (Наиб), Вадим Айдаров (Коста), Зарина Кертанова (Злой рок) и другие, несмотря на всю сложность стоящей перед ними задачи, талантливо воплотили на сцене образы главных героев «Фатимы», имена которых знакомы нам с детства.
В их исполнении зрители на протяжении почти двух часов, не отрываясь лицезрели раскрытие вечных нравственных дилемм человечества, включая выбор между любовью и верностью, добром и злом, дружбой и предательством. Противоречивый и страстный образ Джамбулата, весь трагизм истории молодой Фатимы – все это было показано предельно убедительно.
Одним из обещанных загадок-ребусов в постановке стало внесение в сюжет разнопланового образа Коста. Инженер-строитель появляется в конце в образе автора поэмы и дарит надежду на восстановление того, что было разрушено Злым роком, темными силами, влиявшими на судьбу главных героев на протяжении всего сюжета. Образ Злого рока также стал одним из авторских «фишек» Валерия Суанова. Он использовал его, чтобы добиться более выразительной интерпретации музыки Жанны Плиевой.
Если подвести общий итог, можно с уверенностью констатировать, что Осетия получила балет-шедевр, который можно смело представить на мировых театральных подмостках.

В ПАМЯТЬ О ЖАННЕ ПЛИЕВОЙ

Напомним, что создание балета «Фатима», как и его показ в Цхинвале, по инициативе Валерия Гергиева, были посвящены памяти Жанны Плиевой.
В своем видеообращении, которое было продемонстрировано после премьеры в Юго-Осетинском госдрамтеатре, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев поблагодарил югоосетинских театралов за интерес к постановке.
«Это одновременно печальное и торжественное событие. Год назад от нас ушла Жанна Плиева – выдающийся музыкант, представлявшая и Северную и Южную Осетию, весь осетинский народ. Показом балета «Фатима» мы выполняем свой долг перед памятью Жанны. Мы хотели, чтобы вы стали свидетелями важного, успешного решения – поставить балет сначала во Владикавказе и тут же привезти его в Цхинвал. Дай Бог, чтобы мы ещё много раз могли наслаждаться произведениями Жанны Плиевой. Хочу поблагодарить за ваш интерес к этому событию. Нам здесь, в Мариинском театре, это очень приятно», – подчеркнул маэстро.
Председатель Правительства Южной Осетии Константин Джуссоев, со своей стороны, поблагодарил творческую команду балета «Фатима» и труппу филиала Мариинки за постановку, выразив надежду на продолжение плодотворного сотрудничества. Также премьер-министр республики от имени Президента Алана Гаглоева вручил награды солистам – главному балетмейстеру и дирижеру филиала Мариинского театра в РСО-А.
Валерий Суанов и Георгий Албегов были удостоены почетного звания «Заслуженный деятель культуры Республики Южная Осетия», а Виолетта Магомедханова и Азамат Малиев получили звания заслуженных артистов РЮО.
Финалом премьерного показа стал видеоролик, на котором было продемонстрировано непревзойденное исполнение самой Жанны Плиевой на рояли и несмолкаемые овации от зрительского зала.

И. ТЕДЕЕВА