Артистов не отпускали со сцены: об успехе московской премьеры балета «Фатима»

Московская премьера национального балета «Фатима», представленная на исторической сцене Государственного академического Боль-шого театра России североосетинским филиалом Мариинского театра, имела феерический успех. Показ балетной постановки, созданной по инициативе маэстро Валерия Гергиева, поистине звездной командой в лице главного балетмейстера филиала Мариинского театра Валерия Суанова, режиссера Тамерлана Дзуд-цова, сценографа и художника по костюмам Давида Найфонова, ди-рижера Георгия Албегова, стал одним из наиболее значимых пунктов в программе Дней культуры Осетии в Москве, прошедших с 8 по 15 октября.

Премьерный показ «Фатимы» в Москве был приурочен к 165-летию со дня рождения Коста Хетагурова, поскольку сюжет балета основан на одноименной поэме великого осетинского поэта. Как рассказал газете «ЮО» Тамерлан Дзудцов, национальный балет «Фатима» вызвал широкий резонанс среди московских театралов. «Реакция публики была бурной: овации долго не прекращались. Больше десяти минут зал не отпускал со сцены артистов, которых буквально закидали цветами. На премьере присутствовали и звезды Большого театра, включая Махарбека Вазиева, а также многие известные представители сферы культуры РФ», – отметил режиссер балетного спектакля.
По словам Тамерлана Дзудцова, столичный зритель по достоинству оценил режиссерский замысел и неординарный подход в прочтении сюжета, ярко выраженные национальные элементы в хореографии, музыке и сценографии.
Творческая группа, работавшая над «Фатимой», ушла от соблазна использовать экранизированную версию и представила оригинальную трактовку знаменитой поэмы Коста Хетагурова, внеся в основные составляющие элементы постановки яркий национальный акцент. Свою роль сыграли и музыка Жанны Плиевой, и работа художника-постановщика Давида Найфонова. Ему, как всегда, удалось умело передать атмосферу главной сюжетной линии, усилив с помощью впечатляющей сценографии и тонко проработанных костюмов воздействие игры артистов и музыки на зрительный зал.
Музыка Жанны Плиевой в исполнении объединенного симфонического оркестра Большого и Мариинского театров под руководством дирижера Георгия Албегова произвела особое впечатление на искушенных московских театралов. Построенная Жанной Плиевой на едином симфоническом дыхании, с использованием сильных контрастов в соответствии с переломами в судьбах героев, она словно обнажает их души и характеры. При этом космические мотивы, присущие композитору, создают ощущение неразрывной связи времен, прошлого и настоящего, заставляя слушателя ощущать свою сопричастность, глубже проникаться в суровую атмосферу той эпохи. Наряду с этим используются сочные музыкальные краски для того, чтобы передать типичную для горного селения картинку с национальными танцами, приездом гостей, традиционными пиршествами и конфликтами.
Высоких оценок заслужила также работа режиссера-хореографа «Фатимы», главного балетмейстера филиала Мариинского театра в РСО-А Валерия Суанова, который добился органичного сочетания балетной хореографии и осетинской национальной компоненты. Тонкое понимание пульса и тектоники постановки позволило соединить в единую композицию усилия всех участников творческой команды и артистов балетной труппы.
Подобный взрывной «микс» не мог оставить равнодушными зрителей во Владикавказе и Цхинвале, где прошли первые показы, а теперь и в Москве.
Журналист и блогер Элина Сугарова, побывавшая на московской премьере «Фатимы», в небольшом отзыве рассказала о впечатлениях от балетного спектакля, отметив его сильные стороны.
«От великолепной музыки Жанны Плиевой на глаза наворачиваются слезы и бегут мурашки по коже. Хореограф спектакля Валерий Суанов в очередной раз доказал, что он лучший – пластика и движения артистов выразительны, они точно передают состояние героев постановки», – подчеркнула она.
Элина Сугарова, как и многие другие зрители, побывавшие на показе, обратила внимание на неординарную режиссерскую трактовку бессмертной поэмы Коста Хетагурова.
«Зритель не получает однозначный ответ, ему предоставляется возможность решить, что это за нечисть на сцене: злой рок, который преследует героев с самого начала, или страсти, обуревающие героев, которым они неизменно поддаются, тем самым закручивая спираль трагедии? Этот ход позволяет увидеть произведение Коста в новом ракурсе, взглянуть на судьбу героев по-новому.
Зритель погружается в историю с первых минут и уже не может оторвать глаз от сцены, то и дело забывая дышать. Могу однозначно сказать, что Тамерлану Дзудцову удалось создать великолепную постановку. Большое спасибо всем причастным за то, что мы смогли увидеть «Фатиму» на сцене Большого театра», – заключила Элина Сугарова.
Судя по отзывам, московский показ национального балета «Фатима» по праву может считаться одним из ключевых событий Дней культуры Осетии в Москве.
Алла ГЕРГАУЛОВА