Озеро, Heavy Metal и другие «сюрпризы» городских улиц

Каждый год на ремонт улично-дорожной сети Цхинвала выделяется несколько сотен миллионов рублей. Совсем нехилые деньги для небольших по протяженности магистралей нашего города. Есть возможность строить не просто ровные асфальтовые дороги, но сделать улицы привлекательнее, придумав нестандартные архитектурные решения. Впрочем, в ряде случаев наши строители в предыдущие годы, когда началось исправление поствоенно-восстановительного хаоса в городе, дали волю самым смелым творческим идеям.

Улицу Вадима Газзаева (быв. Молодежная) благоустроили в 2017 г. Но одной укладкой асфальта и тротуарной брусчатки не ограничились, на одном отрезке улицы ливневая система уст-роена таким образом, что местным жителям больше нет надобности ездить на море. Недавно после прошедших дождей мы застали тут целое озеро, заполнившее проезжую часть. Здесь с успехом можно организовать любые игры на воде или развернуть пляж, когда выглянет солнце. Дальновидность строителей заслуживает похвал. Сейчас такая зона отдыха цхинвальцам остро необходима, ведь при закрытых из-за коронавируса границах непросто выехать на море. Да и незачем, тут все условия. Поплескался в регулярно обновляемом «водоеме», вылез на тротуар, раскладываешь шезлонг и загораешь себе на здоровье. Такой объемный пруд высохнет не так скоро, пару дней точно продержится, а там снова дождик…
На соседней ул. Коблова ливневка работает исправно, но она выполняет и другую важную функцию. Когда на стальную ливневую решетку, уложенную вдоль всей улицы, наступает пешеход, велосипед или машина, заезжающая на свой двор, раздается громкий звуковой сигнал. Это, видимо, такой оригинальный «звонок», оповещающий хозяев домовладения о появлении у дверей члена семьи или гостя. Когда одновременно несколько автомобилей переезжают через чудное устройство, включается мощное концертное шоу покруче хеви-метал и хард-рока вместе взятых. Жителям ул. Коблова можно только позавидовать. Поднимающая настроение музыка звучит у них каждый день, заставляет весело и с оптимизмом смотреть на жизнь.
Впрочем, необычные музыкальные инструменты в виде крышек канализационных колодцев имеются почти на всех городских улицах. Под колесами машин они издают ласкающий нервы «приятный» звук.
Этим фантазии строителей не ограничиваются. Тротуары многих улиц специально устроены таким образом, чтобы развивать у пешеходов сосредоточенность. Задумался чуток, куда-то не туда посмотрел и бац: споткнешься или угодишь в яму и сломаешь себе ногу. Тротуары многих улиц больше напоминают армейскую полосу препятствий. Пешеходам приходится все время смотреть под ноги и быть крайне осторожным, особенно в зимнее время. К примеру, пр. А. Джиоева, ул. Героев. А по тротуару улицы Сталина можно передвигаться не боясь. Но выработанный до автоматизма опыт ходьбы и преодоления препятствий по другим улицам, пешеход нет-нет да и смотрит под ноги. Наша газета часто поднимала этот вопрос. Мы обращали самое пристальное внимание на то, что город должен быть комфортным для проживания. Но в середине ушедшего десятилетия строители не задумывались об этом. А контролирующие органы и вовсе не обратили внимание на многие недочеты. Более того, когда мы выпустили серию критических статей о том, что улицы города – не армейская полоса препятствий (а это был 2014-2015 годы), последовало замечание одного высокопоставленного чиновника пользоваться тем, что есть, не возмущаться и не требовать большего.
Шутки шутками, а недоработки на отремонтированных городских улицах доставляют большие хлопоты людям. На той же части ул. Вадима Газзаева после дождя образуется огромная лужа. Пешеходы рискуют попасть под грязный «душ», если по проезжей части пронесется какой-нибудь безбашенный лихач. Кроме того, после проезда машины скопившаяся дождевая вода переливается через бордюр и затекает в дома.
По словам жителя улицы Таймураза Туаева, проблема с ливневкой. «Она засоряется. Хотя ее прочищают, но через некоторое время опять забивается. Что-то там неправильно сделали. После каждого дождя улицу затапливает в буквальном смысле», – констатирует совсем не радующую ситуацию мужчина.
Большие лужи после ливней появляются на многих других благоустроенных городских магистралях.
На испускающую грохочущий шум стальную ливневую решетку на ул. Коблова местные жители жаловались неоднократно. Еще в 2016 году после ее благоустройства писали заявления в компетентные органы с просьбой исправить недочет, но их по сей день игнорируют. «От этого жуткого грохота нет покоя ни днем, ни ночью, – раздражены жители улицы. – Невозможно отдохнуть, а наши обращения в инстанции остаются без реакции».
Испытывают нервную систему горожан и брякающие под колесами авто крышки канализационных люков. Ежеминутные стуки металла о металл слышны жителям верхних этажей жилых корпусов. Неужели нельзя их закрепить так, чтобы не гремели на всю улицу?
Просевшие тротуарные плитки, трещины на асфальте уже никого не удивляют. В свое время было много недовольных разговоров и по устройству неровных тротуаров на ряде центральных улиц столицы. Зачем нужно было так «мудрить»? По таким дорожкам передвигаться некомфортно, а иной раз и травмоопасно, например, в темное время суток, если, вдруг отключится электричество (это не редкость в нашем городе, особенно зимой).
Безусловно, транспортные сети Цхинвала обрели опрятный вид, меньше стало пыли, люди не тонут в жижах грязи. Но, учитывая какие колоссальные суммы выделялись в предыдущие годы на замену подземных коммуникаций и последующее благоустройство, состояние улиц должно быть близко к идеальному. Во всяком случае, нельзя допускать столь грубые недочеты.
Руководство республики на совещаниях по строительству и в ходе объезда строящихся объектов каждый раз требует от подрядчиков главным образом качественного исполнения работ. И за последние годы меньше стало «сюрпризов», но пока есть к чему стремиться.
Такие возможности, как сейчас, будут не всегда. Коммунальщикам и дорожным строителям необходимо с максимальной ответственностью подходить к делу. Тем более в роли подрядчиков уже несколько лет выступают исключительно югоосетинские организации. Улицы, стоящие десятки миллионов, должны выглядеть соответственно и прослужить как можно дольше.
А.БАГАЕВ