В минувшее воскресенье Южная Осетия вспоминала жертв геноцида и трагические события, происходившие 101 год назад. В 1920 году грузинские агрессоры сожгли 116 осетинских селений и по национальному признаку истребили треть населения Юга Осетии, среди них значительную часть составляли женщины, старики и дети. Десятки тысяч осетин были вынуждены бежать через перевал, где многие погибли от эпидемии тифа и голода, многие замерзли по дороге. А перешедшие через хребет и горы решили обосноваться в Северной Осетии и не захотели больше возвращаться на родину и при советской власти.
По сведениям югоосетинских ученых, количество погибших во время геноцида осетин в 1920-х годах более 18000. Но сегодня никому не посчитать, сколько человеческих судеб было разбито и исковеркано в ходе трагических событий, сколько детей осталось без семьи и крова…
В прошлом году указом президента Анатолия Бибилова 20 июня установлен Днем памяти жертв геноцида осетин. Как известно, дата выбрана не случайно – 20 июня была проведена показательная казнь 13 осетинских коммунаров, посмевших открыто противостоять грузинскому националистическому режиму. Самому младшему из них было 16 лет.
После установления советской власти в Южной Осетии основным лозунгом которой был «Дружба народов», тема геноцида 1920 г. была по умолчанию запретной. Однако память народа – мощный инструмент сохранения истории, тем более, когда прошло несколько десятков лет – в начале 90-х грузинские власти вновь предприняли попытки уничтожения осетинского этноса.
Память – вечна!
В рамках памятных мероприятий, приуроченных ко Дню памяти жертв геноцида, на кладбище в Згудере состоялась церемония возложения венков и цветов к мемориалу, где покоится прах 13 коммунаров.
Почтить память национальных героев и всех невинно убиенных жертв в 1920 г. пришли Президент Анатолий Бибилов, Председатель Правительства Геннадий Бекоев, Председатель Парламента Алан Тадтаев, руководители и сотрудники министерств и ведомств, общественность.
Глава кабмина Геннадий Бекоев в беседе с журналистами отметил, что пока Грузия не признается в преступлении перед осетинским народом, не может быть и речи о налаживании соседских отношений.
«20 июня – дата, которая имеет важное значение в истории Южной Осетии. В этот день в 1920 г. грузинскими властями был совершен показательный расстрел 13 коммунаров. Мы ежегодно посещаем это место захоронения, чтобы отдать дань памяти нашим героям. В этом году исполнился 101 год геноциду осетинского народа и событиям 1920-х гг., которые имели трагичные последствия для осетинского народа, в том числе и в демографическом плане. Во избежание рецидива мы должны передавать этот факт из поколения в поколение, наши дети обязаны знать, что в течение 100 лет осетинский народ подвергался гонениям со стороны грузинских захватчиков. Считаю, что факт геноцида осетин 1920-2008 гг. грузинская сторона должна однозначно признать», – подчеркнул он.
По словам Бекоева, сегодня Южной Осетии доступна только одна международная площадка – Женевские дискуссии. Югоосетинская сторона через Женевские дискуссии, через СМИ доводит до международного сообщества, что был совершен акт геноцида со стороны Грузии с 1920 года по 2008 гг. Националистическую политику Грузии и захватнические порывы, результатом которых было истребление народа Юга Осетии, как отметил глава кабмина, можно расценить только как геноцид – факт, который Южная Осетия будет доводить до международного сообщества, пока не признают его.
Министр иностранных дел Дмитрий Медоев в интервью нашей газете также подчеркнул: «Каждый год 20 июня мы отмечаем скорбную дату – геноцид, устроенный против нашего народа «демократической» Грузией. Современная традиция государственной политики шовинизма и человеконенавистничества, которую мы все ощутили на себе в конце XX века, корнями уходит именно в 1920 год. За последние 100 лет наш народ трижды подвергался прямой военной агрессии, погибли тысячи наших граждан. В советский период Южная Осетия подвергалась культурному геноциду и ассимиляции. Показательно, что до сих пор ни одно из правительств Грузии не принесло официальных извинений. И, когда мы слышим из Тбилиси рассуждения о дружбе и братстве, выглядит это по крайней мере фальшиво».
Замминистра образования и науки Элисо Гаглоева также сказала о необходимости доносить до международного сообщества всё, что происходило с осетинским народом в течение столетия.
«Сегодня мы вспоминаем трагические события июня 1920 года. Беспощадные грузинские изверги уничтожали наших предков, дедов, матерей только потому, что они были осетинами. Все эти карательные экспедиции грузинских властей списывались на классовую борьбу, но никакой классовости здесь не было. Был совершен геноцид народа по этническому признаку и одним из проявлений геноцида является смерть национальных героев – 13 коммунаров. Мы сегодня почтили их память, они невинные жертвы сложившейся тогда ситуации, и я надеюсь, что такое на нашей земле больше никогда не повторится.
Нам нужны международные площадки на международной арене, которые должны стать рупором правды о происходящих событиях в Южной Осетии с 1920 года. Конечно, у нас есть площадка – Женевские дискуссии, но, думаю, этого мало, потому что, чем больше таких площадок нам будут доступны, тем больше людей в мире нас услышат», – подчеркнула Гаглоева.
Безмолвная акция памяти
В День памяти жертв геноцида осетин на Театральной площади Министерством культуры была организована безмолвная траурная акция памяти, где желающие могли зажечь свечу. Как нам рассказала министр культуры Жанна Зассеева, цель акции – напомнить жителям Южной Осетии об ужасных исторических событиях 1920 г. – уничтожении осетинского этноса.
«Вы знаете, было столько человеческих жертв, ничего не значащих для грузинских властей, но для моего народа – это был весомый генофонд. Сегодня многие спорят о количестве потерь, которые понесла тогда наша нация. Но если даже убили одного ребенка, который мог дать в будущем потомство, то как можно считать убытки нашего народа по количеству погибших душ. Напомню, что во время геноцида за одну ночь в городе вырезали несколько тысяч людей. Поэтому эта историческая дата должна сохраниться в памяти каждого осетина. Взрослые должны рассказывать об этом своим детям, чтобы помнили, если мы забудем, история может повториться», – сказала министр.
По словам Зассеевой, в 1920 году было сожжено 116 сел, население которых было истреблено или изгнано: «Представляете, сколько людей могло жить у нас сегодня в селах и каким бы мы большим государством были. Поэтому я просто обращаюсь ко всем о необходимости помнить и возвращаться к своим истокам».
Мадина БЯЗРОВА