По поручению президента Южной Осетии Анатолия Бибилова будет подготовлен Указ об определении Дня памяти жертв геноцида осетинского народа. Это сообщение озвучил сам глава государства на заседании комиссии по мемориализации геноцида 1920 года, которое прошло под его председательством. «Днем памяти должен стать 20 июня – день расстрела 13 коммунаров, и он будет включен в календарь государственных памятных дней», – сказал Анатолий Бибилов. Члены комиссии единогласно поддержали предложение президента.
Открыть завесу искусственного блокирования преступлений
Глава государства уверен, весь мир должен узнать, что все это время геноцид осетинского народа замалчивался, чтобы скрыть преступления Грузии против осетин, и все это прикрывалось определенной классовой борьбой. «Почему-то меньшевики Грузии уничтожали именно осетин, что не может считаться классовой борьбой, а являлось уничтожением осетин. Сегодня проводится большая работа законодательной и исполнительной властями с российскими коллегами, и эту работу надо наращивать дальше. Необходимо подробно изучить план мероприятий и конкретно определить фронт деятельности каждого ведомства и министерства», – отметил Бибилов. Он добавил, что в этом деле должны объединиться и использовать все средства, чтобы мир узнал о трагедии и дал оценку геноциду осетин.
По его словам, долг каждого из нас – показать и рассказать о реальных фактах геноцида. Президент напомнил, что заключительной фазой геноцида 20-х годов стала война августа 2008 года. По его мнению, эти события неразрывны и геноцид осетинского народа прекратился признанием независимости Южной Осетии Россией. «Целый год во всех образовательных учреждениях должны пройти конференции и встречи с учеными – историками Осетии, России и мирового масштаба. Кроме того, должно быть на высоком уровне информационное обеспечение. Это касается государственных СМИ и блогеров. Информационное сопровождение должно быть мощным и серьезным, основываться на конкретных фактах и реальных историях», – заявил он. Президент поручил МИД провести работу со всеми диаспорами и довести информацию о геноциде до всех европейских и латиноамериканских стран. «Все материалы по геноциду должны войти в отдельную книгу и направить ее во все посольства, международные организации – ПАСЕ, ОБСЕ, ЕС и т.д., чтобы открыть завесу забвения и искусственного блокирования преступлений, совершенных Грузией в отношении осетинского народа», – поручил Анатолий Бибилов. Он обратился к полпреду президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурату Джиоеву поднимать тему геноцида на Женевских дискуссиях.
Касаясь логотипа геноцида, Бибилов отметил, что он должен быть понятным с первого взгляда, говорящим, кричащим и легко запоминающимся. Он предложил провести голосование и в социальных сетях и остановиться на одном варианте.
«Для осетинского народа геноцид – это не политический ход, а трагедия осетинского народа. Наш главный посыл – довести до мирового сообщества мысль о том, что политическая элита Грузии всегда была кровожадна в отношении осетин. Грузии не выгодно признавать геноцид, совершенный ею против осетин. И они на это никогда не пойдут. Но наша задача не принудить Грузию к признанию, а довести до мирового сообщества о наличии этого факта», – сказал президент.
Директор ЮОНИИ Роберт Гаглойти предложил воссоздать картину 13 коммунаров, которая была потеряна. Глава государства поддержал это предложение и отметил, безусловно, картина должна быть нарисована заново. «Над ней должен работать ответственный художник, который творит в этом жанре. Более того, она должна быть максимально приближена к оригиналу», – пояснил Анатолий Бибилов.
Отражение квинтэссенции отношения к геноциду
По мнению госсоветника президента Константина Кочиева, одна из основных задач стоящих перед республикой – достойно отметить столетнюю память событий 1920 года. «В этом деле мы должны применить три принципа. Первый – память, долг перед теми, кто погиб в геноциде, перед поколениями которые не родились и которые ушли. Второй – справедливость, признание преступления геноцида как можно шире по всему миру и первые шаги в этом направлении сделаны. Это обращение парламента РЮО в соответствующие инстанции России. Абхазские друзья уже признали геноцид и есть уверенность, что признание будет расширяться. Третий принцип – возрождение Осетии, надежда на светлое будущее. Мы должны преодолеть тяжелейшую боль и возродить Осетию», – предложил Кочиев.
Касаясь эмблемы геноцида, госсоветник отметил: эмблема – это тот визуальный образ, который должен дойти до максимально широкой аудитории. «Прочесть книги, посмотреть фильмы, может быть, могут не все, но видеть картинку, отражающую квинтэссенцию нашего отношения к геноциду, могут увидеть многие в мире. И потому она должна быть содержательной. У нас не простая задача – из многих работ выбрать лучшую», – отметил Кочиев.
Главный мессидж
Госсоветник Президента Давид Газзати рассказал о проделанной работе и обозначил круг будущих мероприятий. Он обратился к членам комиссии представить в ближайшие три дня свои видения и правки к основному плану мероприятий, а также составить сметы расходов. Газзаев считает, что необходимо в кратчайшие сроки определиться с эмблемой геноцида, чтобы уже начали разработку билбордов, баннеров и т.д. Он сообщил, что большую работу ведет и посольство Южной Осетии в России.
Экс-депутат Юрий Дзиццойты напомнил, что материалы о геноциде 20- года и 1989-1993 гг. парламент IV созыва подготовил и передали тогда в законодательные органы России и Северной Осетии. «Более того, парламент Северной Осетии принял постановление по геноциду южных осетин. И в подготовке этого вопроса большую помощь оказал и ЮОНИИ. Материал в основном был собран среди беженцев из Грузии в Цхинвале и во Владикавказе. Главный мессидж, который мы хотели адресовать западному слушателю, это то, почему мы не можем дальше жить в Грузии и с грузинами. Тем самым мы показывали, что геноциды носят периодический характер», – подчеркнул Дзиццойты. Документы, по словам экс-депутата, к сожалению, во время войны августа 2008 г. уничтожены в результате пожара в здании парламента, но сохранились в парламенте России, Северной Осетии.
Полпред Мурат Джиоев отметил, что главная задача – довести до мирового сообщества о геноциде осетинского народа со стороны Грузии. «Мы начали говорить о геноциде не в этом году, а намного раньше. Уже в сентябре 1990 года 14 сессия Юго-Осетинского областного совета народных депутатов приняла декларацию о геноциде 1920 года. После парламент IV созыва принял политическую оценку событиям 1918-1920 гг. Также был документ – Декларация о геноциде осетин 1989-1992гг и политико-правовая оценка событиям этого же периода. Эти четыре документа должны быть основополагающими», – считает Мурат Джиоев. По его мнению, их надо максимально разослать и переиздать.
Глава Госкомитета информации и печати Мария Котаева рассказала, что государственные СМИ активно публикуют материалы по геноциду осетинского народа.
А. СИУКАЕВА