С Осетией в сердце

В Северной Осетии была организована работа этнического лагеря в рамках международного проекта «Аланский след». Его участниками стали более 30 представителей осетинского народа из Казахстана, Латвии, Турции, Грузии, Франции, Венгрии и Таджикистана. Участие в этом проекте дает возможность осетинам, которые в силу разных обстоятельств оказались далеко от своей исторической родины, прикоснуться к своим корням, познакомиться поближе с осетинской культурой.

Участники «Этнолагеря – 2017» посетили Знаурский район Южной Осетии. Здесь у здания администрации по осетинским традициям – с тремя пирогами и чашей осетинского пива – их встретил глава Знаурского района Инал Габараев. Перед администрацией стоит памятник Знауру Айдарову. После традиционных тостов приветствия участники «Аланского следа» возложили цветы к памятнику осетинского героя. Инал Габараев рассказал гостям о жизни Знаура Айдарова. Он отметил, что Знаур Айдаров родился в селе Кадгарон (Северная Осетия).

«Получив первоначальное образование в церковно-приходской школе в родном селе, не имея возможности продолжить учебу, занялся тяжелым сельскохозяйственным трудом. В 1910-1913 годах служил в Осетинском конном дивизионе 3-й Кавказской казачьей дивизии. После военной службы работал в главных мастерских Закавказской железной дороги. В октябре 1917 года под руководством З. Айдарова и Р. Рамонова в г. Тифлисе была создана осетинская большевистская организация, а уже в 1918 году на её основе была создана организация «Чермен».

После репрессий в меньшевистской Грузии в 1918 году большевики перенесли свою политическую деятельность в Южную Осетию, и Знаур Айдаров стал часто приезжать в осетинские села, где вёл революционную пропаганду среди крестьян, партийную подпольную работу – участвовал в организации партизанских отрядов, руководстве подготовкой восстания», – отметил глава Знаурского района.

По его словам, в 1919 г. осетинский революционер по решению партии большевиков был направлен в Хашурский район, где принял активное участие в подготовке и проведении вооруженного восстания против меньшевиков Грузии.

«Ожесточённые бои с меньшевистскими войсками продолжались до 14 ноября 1919 года. После продолжительной неравной борьбы восстание было подавлено, а Знаур Айдаров был захвачен в бою и оказался в плену у меньшевиков. 15 ноября 1919 года Знаура Айдарова вывели на площадь с. Хциси, где на глазах у всего села расстреляли.

На другой день крестьяне из соседнего села Крисхеви выкопали труп Айдарова и похоронили на кладбище села. Здесь же ему позже был установлен памятник, как одному из видных участников гражданской войны, борцу за права всего трудового народа», – подробно рассказал о судьбе героя Инал Габараев.

ПОЛВЕКА НА СТРАЖЕ ХРАМА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ

После участники «Этнолагеря – 2017» направились в село Тигва, где расположен большой православный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Внешне храм хорошо сохранился. За храмом уже около 50 лет смотрит местный житель Доменти Лацабидзе. Он уже был в курсе приезда гостей, которые желают увидеть храм, познакомиться с историей его строительства и ждал их у входа в храм с косынками для женщин в руке. Доменти, человек, которому уже восьмой десяток лет, хорошо владеет русским языком и прекрасно знает историю храма. Он так интересно и подробно рассказывал об истории храма, что даже те участники «Аланского следа», которые не понимали русский язык, слушали его очень внимательно и с воодушевлением. Зайдя в храм, невозможно не заметить строительный материал и деревянные леса. По словам Доментия, в 90-х годах начались ремонтные работы, но были приостановлены в связи с очередной военной агрессией Грузии против Южной Осетии, так как финансовые средства на ремонт храма были выделены некой иностранной компанией и поступали через Грузию. Однозначно храм нуждается в реставрации.

По рассказам Доментия, храм построила Тамара, дочь Давида Строителя. «Она была замужем за ширваншахом Минучихром III Великим, но, когда муж был убит, вернулась на родину. Тамара была христианкой и хотела искупить свою греховную жизнь из-за замужества за мусульманином, основав в Тигва женский монастырь, в котором сама же и постриглась в монахини».

Доменти также рассказал о строении храма, об изменениях в архитектуре. «В 30-х годах храм должны были разрушить, но местные жители отстояли его и по сегодняшний день люди ходят сюда молиться. Очень много людей бывает 21 сентября, в день престольного праздника храма», – подчеркнул Доменти.

ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

Участникам «Этонолагеря – 2017» показали родовую башню в селе Дзагина. Крепость очень впечатлила участников проекта. Башня располагается на возвышенности. Высота крепости равна четырехэтажному дому. К верхнему этажу ведет узкая крутая лестница с высокими каменными ступенями, она не остановила молодых ребят и девушек, решивших подняться на вершину башни, чтобы увидеть красоты Знаурского района и сфотографироваться. Окра Гагиев, житель села рассказал нам историю башни. По его словам, она была построена в XVII веке. В некоторых источниках датируется XIII веком. На первом этаже башни местные жители устроили молельню в честь святилища Гомарты дзуар. Территория большая. Рядом сохранились руины жилого комплекса. Рядом с башней растет большая липа. По словам Окра Гагиева, ей больше 800 лет. У основания дерева большое дупло. Чтобы полить липу, привозят 12 тонн воды и шлангом заливают ее в дупло. Эта информация особо удивила участников проекта. Представительница Казахстана Залина Икаева даже залезла на дерево, чтобы заглянуть внутрь дупла.

УВИДЕТЬ ОСЕТИЮ И ВЕРНУТЬСЯ!

Среди участников «Этнолагеря – 2017» брат и сестра из Франции – Хетаг и Эльда Кесаевы. Хетаг уже в четвертый раз приезжает в Южную Осетию и каждый раз она поражает его красотой природы и гостеприимством. «Я два раза в составе делегаций принимал участие в траурных мероприятиях, посвященных августовской войне 2008 года. Прием в Южной Осетии всегда бывает очень живым, насыщенным и масштабным. На родной земле нас каждый раз окружают теплом и вниманием», – сказал участник из Франции.

Эльду Кесаеву больше всего впечатлила теплая атмосфера, доброжелательность и душевность югоосетинского народа. «Мы посетили много интересных и красивых мест в разных районах Республики, пообщались с местным населением, познакомились с традициями и культурой югоосетинского народа. Нам было все интересно», – поделилась своими впечатлениями Эльда Кесаева.

Из Германии приехала Эмина Цориева. Она в первый раз в Южной Осетии, и ей очень понравилось и в Квайсе, и в Знауре, и в самом Цхинвале. «Безусловно, в Республике очень много святых мест, и они меня все поразили своей красотой и неординарностью. Каждое из них имеет свой колорит, свою особенность», – отметила Э.Цориева.

Участникам Этнолагеря в знак их принадлежности к осетинскому народу были вручены паспорта граждан Республики Южная Осетия. «И это стало официальным подтверждением того, что мы все осетины», – сказала Эмина Цориева. Она общалась с журналистами на дигорском диалекте, но мы хорошо ее понимали. Более того, дома, в Германии, ее семья говорит на дигорском.

Зарифа Гуссаова – председатель осетинской диаспоры в Таджикистане и участница проекта «Аланский след» впервые посетила Южную Осетию в 2009 году после августовской войны. «Было тяжело видеть столько разрушений, в глаза каждого гражданина передавали боль и отчаяние. А сегодня уже видны все преобразования: новые здания, благоустроенные улицы… Я говорила себе, что если здание Парламента восстановят, то все будет хорошо. И я увидела новое, красивое здание, и это очень приятно.

Каждый человек должен знать свою историю и культуру. Мой старший сын говорит по-осетински, младший все понимает. Уже в детстве им было интересно знать, кто были предки их матери, кто такие осетины? И я рассказывала им историю Осетии и о происхождении осетин. После они сами искали информацию по интернету. «Аланский след» дает возможность всем осетинам мира воссоединиться и вместе изучать историю предков. На этой земле живут удивительно душевные люди, с твердым характером. Их никто никогда не победит. Мы уносим с собой теплоту души осетинского народа», – подчеркнула Зарифа Гуссаова.

Среди участников «Этнолагеря – 2017» и представители Венгрии с переводчиком Ева Эрдо. Она уже несколько раз побывала в Южной Осетии. «Мы тоже ясы, братья осетин. С большим удовольствием приняли предложение приехать в Южную Осетию. Нас очень интересует культура и история осетин, обычаи и традиции, кухня и блюда. Национальный музей меня поразил и в первый раз, и сейчас. В составе нашей группы два историка и два этнографа и экспонаты музея их очень интересовали. Я была в Южной Осетии и в прошлом году, и за год, можно сказать, республика полностью преобразилась», – рассказала Ева Эрдо.

В тот же день в мультимедийном агентстве «Спутник» прошла пресс-коференция участников «Этнолагеря – 2017». Каждый из них рассказал о своей принадлежности к аланам, о связях с осетинами, поделились впечатлениями о Южной Осетии.

«У меня мать осетинка, но я пока не говорю по-осетински, но прекрасно понимаю своих собеседников. Уже на третий день пребывания в Осетии я поймал себя на мысли, что мыслю по-осетински! И чтобы изучить осетинский язык, просто надо пожить в осетинской среде. Уверен, за два месяца можно выучить осетинский язык. Для меня большая честь оказаться на земле предков, научиться танцам, лучше узнать культуру осетинского народа», – рассказал Коба Камолов из Таджикистана.

Среди участников «Этнолагеря» и общественная организация «Аланы Донбасса». По словам представителя организации национальное объединение работает более 10 лет. В диаспоре составляет более трех тысяч членов: «В 2008 году мы создали воскресную школу, где мы успешно изучали историю, культуру, традиции и язык осетин. К сожалению, в результате известных военных событий здание Национального музея, в котором располагалась и школа, было разрушено. Мы потеряли всю нашу литературу и сейчас по крупицам все восстанавливаем и собираем. Два дня мы пробыли в Южной Осетии. Но чтобы увидеть ее, этого очень мало. А полюбить – предостаточно! Перефразируя известное выражение: «Увидеть Париж и умереть», хочу сказать: «Увидеть Осетию и вернуться!».

Чё Даниэл приехал из Венгрии и гордится тем, что ясы – это аланы! «Мы приехали из Венгрии, c территории Ясшага, где живут ваши братья и сестры, которые называются ясами. 700-800 лет назад наши предки начали искать новую родину и нашли ее на территории Венгрии. Мы приняли предложение приехать в Осетию в первую очередь потому, что каждый народ обязан знать свои корни и свою историю. Мы уже не говорим на своем языке, но аланскую идентичность мы сохранили и гордимся ею. Я рад тому, что приехал в Южную Осетию и познакомился с культурой и традициями этой прекрасной страны. Проект «Аланский след» также дал мне возможность узнать о том, как во многих странах живут осетины», – подчеркнул представитель из Венгрии.

Участники проекта «Аланский след» также побывали в Кударском ущелье, были приглашены на праздник в честь рождения сына в с.Сатикар, познакомились с памятниками старины.

А. ДЖИОТЫ