В 1920 году грузинские агрессоры сожгли 116 осетинских селений и по национальному признаку истребили треть населения юга Осетии, среди них значительную часть составляли женщины, старики и дети. Десятки тысяч осетин были вынуждены бежать через Рукский перевал, где многие погибли от тифа, голода и холода. По сведениям югоосетинских ученых, общее количество погибших во время геноцида 1920-го года превышает 18000 человек.
Трагические события 1920 года в Южной Осетии замалчивались при советской власти, поэтому сегодня точно не посчитать, сколько человеческих судеб было исковеркано, сколько детей осталось без семьи и крова…
До июньских событий 1920 года
Семейную историю о геноциде со стороны грузинских меньшевиков нам рассказал начальник отдела образования Цхинвальского района Олег Козаев, поделившись историями, услышанными от старших в семье.
События в его повествовании разворачивались в ноябре 1919 года, и они доказывают, что решение южных осетин о провозглашении Советской власти в Южной Осетии 8 июня 1920 года послужило лишь поводом для геноцида осетин со стороны Грузии.
Прабабушка Олега Машо Цховребова и прадедушка Василий Козаев жили в с. Брили Цхинвальского района. О. Козаев не уверен, что в 20-е годы Василий еще был жив, так как, рассказывая о событиях столетней давности, дедушка и отец никогда о нем не упоминали.
После Октябрьской революции 1917 года классовая борьба шла и в Южной Осетии. За ширмой этого противостояния грузины не скрывали националистические, неприязненные отношения к осетинскому народу, и всячески притесняли и издевались над беззащитным мирным населением.
В тот ноябрьский день было достаточно холодно, выпал первый снег. Жители села Брили убирали оставшийся урожай, кололи дрова, готовились к зиме.
«Наступали сумерки, когда кто-то из жителей заметил, как грузинские меньшевики спускались из с. Зар в Брили, и оповестил сельчан. У грузин были списки осетинских большевиков, которые после ареста иногда без вести пропадали. В с. Брили грузины тоже искали конкретного человека (имени Козаев не помнит). Грузины обыскивали все дома, вели себя грубо», – вспоминает Олег Козаев рассказы своего отца Георгия.
В этот день грузинские меньшевики побывали и в с. Зар с той же миссией. Позже жители Зар рассказали брильским крестьянам весьма показательную историю, характеризовавшую трусость и ничтожность грузинских агрессоров. Одному из грузин приглянулось старинное кольцо ручной работы на руке пожилой женщины, и он приказал снять его. Она попыталась, но тщетно. Тогда грузин подал ей большой нож: «Отрежь палец!». Женщина не растерялась, заправила рукав платья и протянула руку: «Если ты такой смелый, представь, что это рука твоей матери, а после отруби сам». Грузин опешил от такой смелости, выругался и вышел прочь.
Меньшевики в Брили нагрянули внезапно, и большевик, которого искали, не смог скрыться, на нем не было даже обуви. Он успел залезть на крышу одного из домов и наблюдал за происходящим.
Услышав свое имя, понял, что дальнейшее его нахождение в селе опасно не только для самого большевика, но и односельчан. Поэтому, воспользовавшись удобным моментом, он, необутый и легко одетый, в холодный, ноябрьский вечер убежал в лес.
Осмотрев все дома, грузины собрались у жилища Козаевых и начали допрашивать сельчан, угрожая, что если они не выдадут большевика, их ждет гибель. Не добившись никакой информации, грузины заметили у хлева Козаевых большого барана и решили передохнуть, поужинать.
Машо Цховребова славилась своей сдержанностью и мудростью среди односельчан. Когда вывели барана на убой, Машо попросила не резать, так как его специально держали, чтобы принести в жертву в День святого Георгия – Джеоргуба. Грузины засмеялись: «Святые не помогут вам больше». Они зарезали барана, и до утра трапезничали.
Когда грузинские меньшевики уходили из села, то уничтожили урожай, собранный сельчанами; поджигали стога сена и хлева; вырезали домашнюю живность. На пороге зимы грузины лишали жителей сел элементарных средств выживания. Не обошли они стороной и Козаевых, подожгли сеновал, огонь перекинулся на рядом растущее грушевое дерево.
Дерево подгорело с одной стороны и склонилось, словно оплакивало не только свою, но и судьбу осетинского народа. Однако природа дарит чудеса, и невероятная «тяга к жизни» была вознаграждена, – другая часть дерева еще долгие годы давала плоды своим хозяевам.
«По истечении времени наша семья переехала в город, отчий дом разрушился. Уже после августовской войны 2008 года отец с родными поехал в село, чтобы расчистить огород, спилить старые деревья. Но Георгий запретил трогать уже засохший ствол грушевого дерева: «Пусть стоит. Это дерево – немой свидетель геноцида, трех войн, которые пережил наш народ от рук грузинских агрессоров. До недавнего времени с одной стороны сгоревший, с другой – засохший ствол дерева все еще стоял на месте», – заключил Олег Козаев.
В июне 1920 года грузинские меньшевики под руководством Валико Джугели ворвались на территорию Южной Осетии, поджигая все на своем пути и истребляя всех представителей осетинского этноса. Исключением не стал и Цхинвальский район.
Мадина БЯЗРОВА