Как обязать чиновников реагировать на критику?

Одной из задач журналистики является высвечивание пороков и недостатков в нашей жизни. Эта функция вменена журналистике ее социальными функциями. Критика – не прихоть журналистов, а часть их профессиональной деятельности и проблема действенности, критических выступлений в СМИ Республики по-прежнему остается актуальной.

В советское время любое критическое выступление в печати могло повергнуть в ступор недобросовестное чиновничество. Реакция власти на критические выступления в газетах была мгновенной. Журналист действительно был санитаром общества и уважаемым, влиятельным членом общества. Стоило журналисту по своим бытовым делам зайти в какое-нибудь учреждение или ведомство, к примеру, в овощной магазин с явной антисанитарией, этакую кладезь тем для критических материалов, то навстречу журналисту выбегал завмаг. Если даже в мыслях журналиста не было писать критический материал, все равно обслуживающий персонал демонстрировал чудеса обслуживания на уровне западноевропейских аналогов. А ассортимент свежих овощей и фруктов, предлагаемый представителю СМИ, поражал воображение.

В настоящее время авторитет представителя СМИ в Южной Осетии невысок. Журналисты и СМИ в целом часто сталкиваются с тем, что органы власти реагируют на их выступления недостаточно эффективно либо же полностью игнорируют выступления и даже обращения СМИ.

Простой пример: уже 13 лет СМИ пишут о проблемах здравницы республиканского и международного значения – водолечебницы «Ныфс», где нет электричества, связи и нуждается в ремонте дорога в лечебницу. В ответ на постоянные и хлесткие вопросы СМИ соответствующие чиновники и ведомства демонстрируют непонятное молчание.

Любой визит журналистов в потенциально кишащее темами для критических выступлений ведомство вызывает у руководителей ведомств и учреждений не страх и даже не опаску огласки нелицеприятных фактов. Наоборот, ведомство готовится к глубокоэшелонированной обороне для отпора представителям СМИ, осуществляющих, кстати, деятельность на совершенно законных основаниях. В этом смысле им в помощь придан даже Уголовный кодекс. Но и это не пугает чиновников, которым по душе комфортное информационное поле.

Эта проблема характерна не только для Южной Осетии, с ней сталкиваются во многих государствах.

В этой связи интересен и полезен опыт Киргизии, где в составе Информационно-координационного центра (выполнявшего функции пресс-службы) администрации президента существовал сектор мониторинга и реагирования. Сотрудники сектора отслеживали критические публикации и когда речь шла о нарушениях со стороны органов власти, готовились служебные записки. И за 5 месяцев существования сектора удалось решить многие проблемы.

Как пишет киргизский политолог Марат Кыдыралиев, «мониторингом публикаций СМИ, касающихся действия или бездействия властей, нарушения прав граждан республики, анализом текущей общественно-политической ситуации необходимо заниматься повседневно. В противном случае мы рискуем «выпасть» из реальности, потерять связь с обществом и перестать слышать людей, своих соотечественников».

Такая проблема существовала и в России, где от эмоциональных оценок перешли к правовым методам воздействия на чиновников. И в 1996 г. президент России Ельцин принял Указ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы», который можно взять за основу.

В указе, в частности, говорится, что становление российской государственности тормозится в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов России и местного самоуправления. С целью обеспечения исполнительской дисциплины в системе госслужбы один из пунктов указа гласит, что руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов России обязаны рассматривать не позднее трех дней критические сообщения, опубликованные в СМИ, в том числе в теле- и радиопередачах.

Далее указ требует – не позднее двух недель с момента опубликования направлять в соответствующие средства массовой информации итоги рассмотрения сообщений, а в случаях выявления по результатам рассмотрения указанных сообщений нарушений – направлять материалы в органы прокуратуры.

Впоследствии Указ был продублирован во многих субъектах России и побудил большинство губернаторов инициировать принятие местных нормативных актов, устанавливающих обязанность чиновников реагировать на публикации в СМИ.

Свежий пример – 20 июля губернатор Ростовской области Василий Голубев призвал представителей исполнительных органов власти реагировать на критические материалы, публикуемые в СМИ.

«В чем проблема, я не пойму? Мне лично это непонятно. Есть материал, который касается конкретного органа власти, почему ему можно не реагировать? Если кому-то хочется каждый день слушать приятное, тогда не нужно выходить из кабинетов. Нужно позвать того, кто вас каждый день хвалит. Тогда у вас будет идеальная картина мира. А когда вы выглянете в окно, сядете в автобус, станете в магазине в очередь – вы увидите, что картина мира вовсе не идеальная. Чтобы мир менять, нужно знать реальную ситуацию», – обрушился с критикой губернатор на чиновников, дав указание поручить комиссии принять решение, которое бы исключило случаи, когда чиновники игнорируют «проблемные» сообщения в прессе.

К сожалению, зачастую чиновники воспринимают критику как враждебность, политический заказ или сведение личных счетов. Между тем журналисты просто выполняют свою работу. Критика – это не сведение счетов, а фактически план действий для чиновника, чтобы исправить ситуацию. В случае, если ведомство не в состоянии по объективным причинам повлиять на ситуацию, в любом случае руководитель ведомства должен прояснить ситуацию в СМИ, потому что ответа ждут не только журналисты, но и тысячи граждан. Мы понимаем, что возможности бюджета Республики не безграничны, но элементарный ответ и реакция руководителя ведомства на критику – это не такое уж и затратное усилие, это элементарное уважение к СМИ и своим гражданам. А игнорировать мнение и законные интересы граждан не позволено никому.

Как пишут опытные журналисты, со СМИ бесполезно воевать. Информационное поле боя усеяно посрамленными трупами тех, кто пытался это делать. Сотрудничество и уважение – вот слагаемые успеха.

Как писала бильд-редактор газеты «Известия» Лолита Крылова, в идеале, в демократической стране СМИ должны быть критиками власти. Не оппозиционерами, а именно критиками.

«То есть подмечать проблемы, недочеты, нестыковки даже в том случае, если СМИ поддерживает эту власть. О проблемах должны говорить не сами люди, избиратели, а СМИ – это их социальная функция. А власть, соответственно, должна реагировать на критику. Ибо если начнет критиковать народ – будет уже поздно», – подметила Крылова.

Многим чиновникам кажется, что журналисты злоупотребляют свободой слова и свободой массовой информации. Но поле деятельности журналистов очерчено рамками Закона о СМИ. Со своей стороны журналисты несут ответственность за клевету и оскорбление (по Уголовному кодексу), к СМИ могут быть предъявлены претензии по компенсации морального вреда, нанесенного публикацией.

Как отметил в своем Послании Парламенту и народу Президент Южной Осетии Леонид Тибилов, нельзя обойти молчанием и вопрос критики власти.

«Не случайно во всем мире журналистов называют санитарами общества. Именно они призваны обнародовать проблемы, их хлесткое слово должно отрезвлять тех или иных представителей власти», – подчеркнул Президент.

В этом смысле молчание чиновников, в том числе по вопросу проблем в водолечебнице «Ныфс», идет вразрез с указанием Президента, да и законностью тоже.

А как быть, если журналисты проигнорируют, к примеру, открытие какого-нибудь объекта инфраструктуры? В этом случае, со стороны чиновников сыплются обвинения в том, что журналисты не освещают положительные примеры развития и концентрируются на проблемах, предпочитая негатив. Журналисты Республиканских СМИ никогда не проходят мимо положительных явлений, но и чиновники должны набраться мужества отвечать на нелицеприятную критику со стороны СМИ.

Поэтому в Южной Осетии назрела необходимость принятия нормативно-правового акта, который бы обязывал чиновников реагировать на критические выступления журналистов.

Сармат КОЗАЕВ