Развитие югоосетино-российских взаимоотношений обсудили эксперты, депутаты, политики и представители общественности на круглом столе на площадке Медиа-центра «Ир». Тема диалога – «Россия-Южная Осетия. 13 лет дипломатических отношений». 9 сентября 2008 года между Россией и Южной Осетией были установлены дипломатические отношения, главы внешнеполитических ведомств Сергей Лавров и Мурат Джиоев обменялись грамотами в МИД России в Москве.
Решения национальных задач
По словам модератора круглого стола, начальника Информационно-аналитического управления администрации президента РЮО Юрия Вазагова, основная проблема, бросающаяся в глаза при анализе процессов в целом ряде ключевых сфер республики за годы прошедшие после признания независимости – отсутствие системности и преемственности в ходе реализации национальных интересов.
«Одним из способов решения данной проблемы может стать разработка и поэтапная реализация документов стратегического характера, обязательных для исполнения всеми уровнями органов государственной власти. В 2013 г. в Южной Осетии принята Концепция национальной безопасности, где нашли отражение актуальные вопросы, расставлены правильные акценты, но концепция осталась невостребованной. Подобные стратегические документы крайне необходимы для ориентации деятельности органов власти в русле обеспечения и решения национальных задач и интересов», – отметил он.
Вазагов считает, что в этом вопросе стоит учесть российский опыт, где аналогичные документы принимаются время от времени и учитывают меняющуюся ситуацию. «Новая стратегия нацбезопасности РФ утверждена в июле текущего года и содержит перечень национальных интересов и задач, подлежащих реализации в ближайшей и среднесрочной перспективе. Важное внимание уделено актуальным угрозам и вызовам и мерам по их нейтрализации. В документе подчеркивается: реализация Стратегии осуществляется на плановой основе путем согласованных действий органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества под руководством президента России за счет комплексного применения политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в РФ», – сказал представитель администрации президента.
Он добавил, что, по мнению российских экспертов, в новой стратегии отражены изменения, произошедшие с 2015 г., когда была подписана предыдущая версия документа. «Разработка и реализация стратегических документов указывает на стремление к проведению системной государственной политики, направленной на развитие и укрепление государства с опорой на национальные интересы и приоритеты. Применимо к Южной Осетии есть целесообразность использовать подобный системный подход для реализации национальных интересов и решения имеющихся хронических проблем, препятствующих развитию РЮО и укреплению государственных институтов», – пояснил он.
Актуальные выводы, по мнению Вазагова, можно сделать при оценке внешнеполитической деятельности после августа 2008 г. Он считает, что фактически зацикленность югоосетинского политикума на канава-бордюрной тематике и местечковых разборках за место под солнцем, что греха таить, отбросила Южную Осетию назад в ее политическом развитии. Республика за последнее десятилетие с помощью России восстановила разрушенное войной хозяйство, строила новые микрорайоны, дороги, школы, больницы и учреждения культуры. «Но что касается кругозора элит, их умения позиционировать свою страну с учетом складывающейся геополитической ситуации, продвигать национальную повестку дня в корреляции с интересами главного стратегического союзника Южной Осетии – с этим все обстояло гораздо сложнее, если не сказать печальнее. Да и сейчас среди множества югоосетинских политиков далеко не у всех есть понимание роли, которую их страна должна играть в Кавказском регионе и не только», – отметил Вазагов.
По его словам, далеко не все осознали, что в свое время Южная Осетия смогла добиться признания независимости не благодаря пылким и эмоциональным постам в социальных сетях или призывам к абстрактной справедливости, трактуемой в привязке к текущей конъюнктуре, а во многом за счет системной работы с главным стратегическим партнером – Россией, с ее политическим классом, с теми, кто принимает решения и формулирует приоритетные задачи. «Оправдавшие себя тогда подходы и сегодня не теряют актуальности. Если коротко, их суть заключается в следующем – чем активнее Южная Осетия, ее руководство и политический класс в целом, будет продвигать свою повестку, тесно сотрудничая с коллегами из России, тем успешнее республика сможет решать приоритетные задачи, стоящие перед ней на сегодня. Не говоря о том, что подобный подход сведет на нет все усилия контрпартнеров из Тбилиси, изменить статус-кво, сложившийся после 2008 г.», – заметил Юрий Вазагов.
Частичная конституционная реформа
Депутат Первого созыва Парламента РЮО, председатель РСП «Фыдыбæстæ» Вячеслав Гобозов, представил на суд участников диалога доклад на тему: «К вопросу о конституционной реформе: российский конспект для Южной Осетии». Лидер партии считает, что о необходимости ее проведения давно уже говорила партия Фыдыбæс-тæ», а в последнее время – и представители некоторых других политических сил. «Даже партия «Единая Осетия» еще до своего прихода к власти выступала за принятие новой Конституции Южной Осетии, но дальше предвыборных обещаний дело не пошло. Только после того, как по инициативе Президента России Владимира Путина в РФ было осуществлена масштабная конституционная реформа, власти Государства Алания заговорили о возможности и даже необходимости конституционных перемен в Южной Осетии», – отметил он.
Гобозов добавил, что Конституция РЮО, принятая в 2001 г., наряду с несомненными достоинствами изначально содержала ряд серьезных недостатков, касающихся, прежде всего, взаимоотношений между различными органами власти. «Она, в частности, обусловила излишнее перераспределение властных полномочий в пользу исполнительной ветви власти, особенно ее президентской части, что затруднило эффективную реализацию на практике принципа разделения властей. Негативную роль сыграло также внесение в Основной Закон большого количества поправок. Это привело к тому, что сегодня ряд статей Конституции просто противоречат друг другу. Причем, нередко разработка и принятие поправок к Конституции происходили в преддверии избирательных кампаний. А скороспелость и недостаточная продуманность подобных действий привели к тому, что сегодня ряд статей Конституции противоречат друг другу», – подчеркнул лидер партии.
По его мнению, с другой стороны, трудно сыскать другой период с максимальным влиянием политической конъюнктуры, чем предвыборный год, а логика разворачивающей подспудно избирательной кампании просто не оставляет времени для основательного и объективного юридического анализа. Гобозов считает, что в сегодняшних условиях «золотой серединой» может стать проведение не кардинальной, а частичной конституционной реформы. «На сегодня нет «пожарной» необходимости в срочном пересмотре основ конституционного строя или основных прав и свобод человека, и гражданина (Главы I и II Конституции PIOO), а значит, в принятии новой редакции или нового Основного Закона страны. Зато нужно в неотложном порядке внести ряд серьезных поправок, в первую очередь, в те статьи Основного Закона РЮО, которые регулируют взаимоотношения между ветвями власти, а также между властью в целом и обществом», – пояснил он.
Для этого, по мнению лидера партии, не требуется принятие новой Конституции, достаточно провести масштабную корректировку положений, содержащихся в Главах 3-8 действующего Основного Закона РЮО.
«Такая частичная конституционная реформа в сложившихся условиях более целесообразна, т. к. позволит адаптировать Конституцию к изменившимся условиям, не приведет к очередному противостоянию и станет основой реализации давно назревшей реформы государственно-правовой системы. И здесь полезно воспользоваться российским опытом в плане процедуры внесения поправок в Основной Закон», – уточнил лидер партии «Фыдыбæстæ».
Динамика и качество – зависят от нас
Президент Медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева отметила, что все, что касается российско-югоосе-тинских отношений – очень важно. «Каждая памятная дата наталкивает на определенный анализ деятельности. И когда рассказывают о том, сколько договоров, соглашений подписаны, казалось бы, большая работа проведена, но выясняется, что эти договора и соглашения не выполняются. И вот здесь стоит вопрос гражданского общества, которое настолько слабое, что практически отсутствует, а оно должно влиять на все эти процессы. То, что сегодня договора и соглашения не реализуются в полном объеме – тоже факт, и это сказывается на экономике страны, на социальных отношениях внутри общества и т.д.», – уточнила она.
Гаглоева считает, что корректировка должна идти от общества, и тут опять нельзя не вспомнить 90-е годы, когда, несмотря на сложность и драматичность периода, хотелось жить. «Человек верил и мог повлиять на ход истории вопреки всему. Люди вышли и провозгласили государство, хотя в это многие не верили. То есть, возможности людей на самом деле большие. В любом случае, российско-югоосетин-ские отношения должны развиваться, и они будут развиваться. Но динамика и качество зависят от нас и этому вопросу необходимо уделять внимание, и надо, чтобы гражданское общество занялось этим вплотную», – заметила она.
На круглом столе поднимались и другие актуальные вопросы, волнующие жителей республики. Каждый участник высказал свое мнение в их решении и предложил пути выхода в деле развития югоосетино-российских отношений.
А. СИУКАЕВА