Пять братьев из рода Гагиевых ковали Великую Победу

День Победы – одна из важных страниц в истории нашего народа. Из Южной Осетии на фронт было отправлено 21736 человек, из них 11116 погибли, более 7000 пропали без вести. В Осетии не найдется семьи, которой бы не коснулась эта война. Многие семьи провожали на войну по три, по семь человек, и не всем было суждено вернуться. Семья Гагиевых, о которой мы расскажем – одна из них.

После геноцида 1920 года с установлением советской власти жизнь в селении Дзагина Знаурского района текла равномерно, люди строили свое будущее под мирным голубым небом. Не покладая рук трудилась и многодетная семья Антона Гагиева, внося весомый вклад в развитие колхоза родного села. У сыновей Антона Ило (Ильи), Гедевана, Сулико, Виктора были уже свои семьи, холостым из них оставался только Ираклий.
Но 22 июня 1941 года в одночасье мирная жизнь изменилась. В первые дни войны на фронт забрали Ираклия, Сулико и Виктора, а также сына Ило, их племянника Романа. Об истории братьев Гагиевых, участников Великой Отечественной войны, нам рассказал сын Гедевана – Хазби Гагиев.
В 1941 году Гедеван Гагиев работал председателем колхоза в селении Мугут Знаурского района. В связи с возложенной на него ответственностью – не допустить развала колхоза за время отсутствия мужчин в селе – его не призвали на войну. Но сердце не давало ему покоя, Гедеван не мог оставаться в стороне, когда братья в жестоких боях защищали Родину. Он попросился добровольцем на фронт, умоляя направить его туда, где воевали братья. В военкомате добровольца выслушали и отправили обратно, отметив, что если возникнет необходимость, призовут и его. Прошли недели, а повестки все не было. Во второй раз его тоже вернули ни с чем. Прождав еще несколько месяцев, он вновь обратился в военкомат.
Поняв, что Гедеван не отступит от задуманного, в 1942 году его отправили на фронт, в Керчь, где проходили ожесточенные бои.
Гедеван Гагиев воевал почти два года, дважды попадал в госпиталь с ранениями, удостоен Ордена Отечественной войны и медалей.
«Однажды отцу поручили доставить письмо в штаб другой дивизии, он выполнил поручение, собрался в обратный путь. Его не отпускали солдаты, убеждая, что близко расположены позиции противника, он не послушался и попал под обстрел. Отец был семь раз ранен в правое плечо, осколком пробило грудную клетку, разодрав не только мышцы, но и кости», – рассказал нам сын фронтовика.
У Гедевана под грудью сбоку навсегда осталась вмятина размером в мужской кулак. На помощь раненому кинулись солдаты с носилками, но он побоялся, что, унося носилки бегом, его уронят. Опираясь на одного из фельдшеров, Гедеван сам добежал до укрытия, чувствуя при этом, что теряет не только силы и кровь, но и сознание.
В госпитале нашему герою повезло, его врачом оказался осетин, который с особым вниманием и тщательностью ухаживал за соотечественником. Особо Гедевану запомнилось, как он при первой встрече ободряющим тоном, стараясь поддержать земляка, с улыбкой сказал ему на осетинском: «Ну Гагиев, держись! И ничего не бойся». С этими словами врач угостил пациента еще и стаканом вина.
Операцию Гагиеву делали прямо на корабле, а потом доставили раненого в город Цхалтубо. К нему поехали брат и его супруга Елена Тедеева. На полное излечение фронтовику понадобилось несколько лет, и даже по прошествии времени его сопровождали постоянные головные боли.
Брат его Ираклий Гагиев работал корреспондентом в редакции газеты. За проявленные храбрость и доблесть во время боевых действий он был награжден Орденом Отечественной войны первой степени. В ходе боевых операций был тяжело ранен, в госпитале пролечился более семи месяцев. На войне он не только показал мужество и героизм, но и нашел свою любовь. За ним в госпитале ухаживала медработник Алексан-дра Иващенко, на которой он и женился.
Сулико Гагиев тоже воевал в Керчи, попал в плен к немцам, но тоже вернулся домой после тяжелых ранений.
Из пяти ушедших на войну Гагиевых домой не вернулись Виктор и Роман. Несколько лет назад нашли братскую могилу на Украине, где был захоронен военный фельдшер Роман Гагиев. Он был еще совсем молод и очень скучал по дому, а свою тоску Роман передавал через свои письма и сочиненные им стихи, посвященные в основном матери. Одно из этих писем, написанное на осетинском языке латинским алфавитом, мы попытались прочитать. В своих строках Роман завидует бумаге, которая сможет ощутить тепло материнских рук.
Виктор Гагиев до сих пор считается без вести пропавшим. У семьи остались только несколько писем с фронта. В одном из них Виктор описывает эпизод на фронте, как он с 15 до 25 декабря участвовал в сражениях с немецкими фашистами. В письме он рассказывает, что после долгих боев немцы не просто отступили, они бежали, скидывая с плеч шинели. Они оставили всю провизию, где, по словам фронтовика, было все – вплоть до консервов, меда и даже вина. Но особо солдат обрадовался бумаге, он так и пишет в своем письме: «Сейчас у меня много бумаги, буду писать вам чаще». В этом же бою Виктор был ранен и определен в госпиталь, затем раненого переправили из Ростова в Воронеж. Из госпиталя пришли его последние письма. После выздоровления Виктора снова отправили на фронт, и вестей от него родные больше не получали.

Мадина БЯЗРОВА