Или как сокрушен последний оплот милитаризма Второй мировой войны
Третьего сентября, в четверг в календаре событий всемирной истории отмечается как День окончания Второй мировой войны. Днем ранее, 2 сентября 1945 г. на борту американского линейного корабля «Миссури» подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Однако, последние выстрелы Великой войны стихли лишь на следующий день – отчаянное сопротивление японского гарнизона на Южно-Курильской гряде было сломлено советским десантом. Именно этот день, когда по факту были прекращены боевые действия и считается датой окончания Второй мировой войны.
На границе тучи ходят хмуро…
Оккупировав западные страны и поняв бесперспективность вторжения в Англию, Гитлер и его военное командование переориентировали планы с запада на восток – в направлении СССР. Но прежде в Берлине решили создать широкую коалицию из стран, граничившх с СССР и с главной из них – Японией. К этому времени японская армия, захватив Китай, укрепилась у границ СССР на Дальнем Востоке. Была проведена и проба сил – развязывание боевых действий у реки Халхин-Гол и озера Хасан.
Расчеты Берлина на открытие второго фронта на Дальнем Востоке базировались на давних антисоветских устремлениях японских милитаристов и на стратегическом положении этой страны. Эти намерения соответствовали планам японских правящих кругов. В Токио к этому времени существовали разработки военных штабов, предусматривавших захват части территории СССР. Поэтому когда германские дипломаты стали налаживать контакты с японскими представителями, то нашли у них полное понимание.
В 1940 г. в сентябре в Берлине подписано соглашение между Германией, Японией и Италией, получившее название «Тройственный пакт». В документе прописывалась стратегия военно-политического сотрудничества трех стран, в т.ч. разделение сфер влияния. Так, Япония получала свободу действий и поддержку от своих союзников в ее агрессивных устремлениях в Азии и на Дальнем Востоке.
Но с началом вторжения германских войск в СССР и полученных уроков на Халхин-Голе и Хасане японское правительство не спешило реализовывать обязатель-ства перед Берлином. Для Токио важнейшим направлением стало Юго-Восточная Азия, поэтому приоритетным было военное соперничество с США. Японское руководство хорошо понимало бесперспективность войны на два фронта. Но и планы вторжения в СССР не отменялись, а лишь отодвигались по срокам. Тем более, что войну против СССР японские генералы предполагали начать не раньше, чем будет успешно реализован план «Барбаросса». А с осуществлением блиц-крига у Гитлера и его генералов были серьезные проблемы.
Пока же власти Японии намеревались расширить свои владения в Восточной Азии и бассейне Тихого океана. Для этого необходимо было сохранение статус-кво в отношениях с Москвой. Началась активная дипломатическая деятельность. В апреле 1940 г. подписан пакт о нейтралитете между Советским Союзом и императорской Японией.
Тем не менее, на всем протяжении ВОВ в Японии существовал план оккупации огромной территории СССР, т.н. план «Кантокуэн». Более чем миллионная группировка Квантунской армии в случае поражения Красной Армии на советско-германском фронте, была готова оккупировать Дальний Восток и Сибирь вплоть до Омска. Эти планы оставались в силе до окончания Курской битвы.
После провала немецкой операции «Цитадель» под Курском стало ясно, Германия проиграла. Понимали это и в Токио, к тому же в Японии больше были обеспокоены тяжелыми поражениями в войне против США.
После первых успехов в войне против Великобритании и США, у японской военщины началась полоса неудач. Первый звонок о надвигающейся катастрофе японской стратегии прозвенел в мае 1942 г., когда американские ВМС нанесли первое серьезное поражение японскому флоту в сражении в Коралловом море. А в июне 1942 г. японцы потерпели поражение в Мидуэй-Алеутской операции с целью уничтожить Тихоокеанский флот США. И к декабрю 1942 г. военно-техническое превосходство США над Японией на Тихом океане стало очевидным. Япония утратила стратегическую инициативу и перешла к обороне.
Образец военного искусства
Пока японское правительство было занято войной в Юго-Восточ-ной Азии ее союзники по «Тройственному пакту» – Германия и Италия – потерпели поражение. Для Токио настал момент истины.
8 августа 1945 г. советское правительство, основываясь на решениях Крымской и Потсдамской конференций, официально присоединилось к Потсдамской декларации 1945 г., где содержались требования о безоговорочной капитуляции «Страны восходящего солнца». И на следующий день СССР вступил в войну с Японией.
Германия капитулировала 9 мая 1945 г., но это не означало окончания войны. Границы на Дальнем Востоке по-прежнему находились под угрозой японской Квантунской армии и войск марионеточного государства Маньчжоу-Го, силы которых сосредоточились вдоль границ СССР. Группировка состояла из свыше 1 млн человек, 1215 танков, 6700 орудий и минометов, 1907 самолетов и 25 боевых речных кораблей.
Среди сражений против милитаристской Японии выделяется Маньчжурская стратегическая наступательная операция Советской армии, начавшаяся 9 августа 1945 г. По замыслу и мастерству исполнения она – одна из выдающихся во всей мировой военной истории. В ней отразились все достижения военной мысли и военного искусства, накопленные советскими солдатами, офицерами и генералами во время Великой Отечественной…
Политическое и военное руководство СССР справедливо полагало, только разгром сухопутной группировки японских войск в Маньчжурии позволит принудить японскую военщину к безоговорочной капитуляции. Была проведена большая организационная работа, в мае-июле 1945 г. осуществлена грандиозная перегруппировка сил и средств с запада на восток по единственной Транссибирской магистрали на расстояния 9-11 тыс км.
К будущему театру военных действий перебросили три армии (в т. ч. танковая), 36 дивизий и 46 бригад основных родов сухопутных войск, 5 авиационных дивизий и три истребительных корпуса из состава ПВО страны.
После подготовки утром 9 августа советские войска перешли в наступление. Противник, несмотря на организованную оборону, был вынужден практически сразу начать отступление. Японскому командованию стало ясно, это не та советская армия, которую они знали по пограничным конфликтам у реки Халхин-Гол и озеру Хасан. Тем не менее, на отдельных участках советские войска встречали упорное сопротивление.
В прифронтовой полосе противник создал глубоко эшелонированную оборону, оборудовав ее долговременными огневыми точками, минными полями, проволочными заграждениями. Но танковые и механизированные части в высоком темпе смогли преодолеть доселе неприступные пустыню Гоби и горный хребет Большой Хинган и выйти на оперативный простор.
Наступление вели не только сухопутные силы, боевые операции проводили и корабли Тихоокеанского флота, блокировавшие коммуникации врага и высаживая морские десанты. Среднесуточные темпы наступления: стрелковых соединений – 35-40 км, танковых и механизированных соединений – 70-90 км. В рамках Маньчжурской стратегической наступательной операции осуществлены Хингано-Мукденская, Харбино-Гиринская, Сунгарийская фронтовые наступательные операции.
Неудержимый натиск
На флангах наступающей пехоты и бронетехники действовала конница. Особенно выделялась конно-механизированная группа опытного кавалерийского генерала Исса Александровича Плиева, который прославился своими дерзкими рейдами по фашистским тылам в годы войны.
Наступление велось стремительно, иногда в день войска проходили по 100 км. Враг постепенно терял инициативу в обороне, его моральный дух падал, сопротивление становилось все менее активным. Войсковая операция советских войск против японской Квантунской армии состояла не только из больших битв, но и небольших сражений. Иногда удавалось получить победу и малой кровью, а иногда без единого выстрела.
Необычный эпизод произошел в полосе наступления конно-меха-низированной группы И.Плиева. Перед наступающими частями оказался укрепленный район вокруг города Жэхэ. Но генерал Плиев не стал штурмовать Жэхэ, а уговорил командира гарнизона сдаться. При этом на переговоры в город он приехал лично, лишь в сопровождении отделения своей охраны. В этот день в плен сдались 25 тысяч солдат и офицеров!
В дальнейшем в соответствии с поставленной верховным командованием задачей конно-механи-зированная группа Плиева овладела коммуникациями между Маньчжурией и Северным Китаем, изолировав Квантунскую армию от стратегических резервов японского командования.
Таким образом, эта крупнейшая сухопутная группировка оказалась отрезана от главных сил японских войск в других районах Китая, и от японских островов. Японцы понимали – войска разбиты и деморализованы, рубежей для обороны уже нет, выход был только один – капитуляция. Вскоре командующий Квантунской армией генерал Ямада обратился к главнокомандующему советскими войсками на Дальнем Востоке А. М. Василевскому с предложением начать переговоры.
В этой короткой, но кровопролитной войне японцы потеряли 84 тыс убитых, 600 тыс пленено. В это же время все три фронта Советской армии в упорных боях с японцами потеряли 12 тыс военнослужащих.
Победа над противником была полной. На Забайкальском фронте пленено 220 тыс японских военнослужащих, захвачено 502 самолета, 163 танка, 358 орудий, 1137 пулеметов, 233 различных склада.
Хочется снова обратиться к фальсификации истории Второй мировой войны. Западная историческая наука и СМИ порой отказывают СССР во вкладе в победу над Японией, заявляя, что СССР вступил в войну только после, как США сбросили на Японию атомные бомбы. Но бомбы сброшены 6 и 9 августа, а военные действия прекратились лишь через месяц (!). При этом СССР воевал против одной из самых крупных и боеспособных группировок японских вооруженных сил – Квантунской армии.
Именно после начала сухопутной операции советских войск японское военное и политическое руководство осознало неизбежность поражения. 9 августа 1945 г., при первых артиллерийских залпах Советской Армии, созвано заседание высшего военного совета. Выступая перед министрами, глава японского правительства Судзуки обреченно заявил: «Вступление сегодня утром в войну СССР ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны».
Неудержимое и стремительное наступление советских войск, которое привело к разгрому и капитуляции Квантунской армии, резко изменило стратегическую обстановку на Дальнем Востоке. Именно после поражения этой мощной группировки в Токио поняли, сопротивление не имеет перспективы. Все планы японского военно-полити-ческого руководства по затягиванию войны рухнули.
Подписи союзников по антияпонской коалиции под Актом о безоговорочной капитуляции Японии лишь юридически подтвердили очевидный факт – был сокрушен последний оплот милитаризма Второй мировой войны. Победа над Японией имела не только военное значение, в результате успешных действий Советской Армии свободу и суверенитет обрели народы Китая и Кореи. И это главное свидетельство освободительной миссии советского солдата.
Р.КУЛУМБЕГОВ