Несмотря на несколько раундов переговоров между Россией и Украиной, стороны не смогли прийти к консенсусу в урегулировании конфликта, – в Украине продолжается военная спецоперация России.
Своим мнением о ситуации в Украине и возможных угрозах для Южной Осетии со стороны Грузии на фоне запланированных на 20-25 марта учениях «НАТО-Грузия-2022», прогнозами дальнейшего развития событий с нами поделился кандидат политических наук, российский политолог Артур Атаев.
– Артур Викторович, как Вы в целом охарактеризуете события на Украине? Ваши прогнозы развития ситуации в ближайшее время?
– На данный момент ясно вырисовывается почерк США и в целом Запада, сложившийся в начале 1980-х гг. Имеется в виду период, когда был введен ограниченный контингент советских войск в Афганистан. Именно тогда США стали использовать афганскую площадку, как плацдарм для ослабления СССР. Таким же плацдармом для ослабления России по Афганскому сценарию является на сегодня Украина. Во-первых, сейчас приобретает очень важное международное звучание фактор добровольцев, который в перспективе может перерасти в фактор терроризма. Во-вторых, точно таким же образом вся западная коалиция натаскивала вооружением протестовавших в Афганистане моджахедов полевых командиров Масуда, Раббани и т.д. Это не один раз в рамках мирового цивилизационного и антицивилизационного процесса было апробировано. Сегодня Украина для США является типичным полигоном. Поэтому этот сценарий, видимо, давно готовился, тем более он давно был написан на примере Афганистана.
К сожалению, до стабилизации ситуации на Украине еще далеко, она практически невозможна в нынешних условиях, потому как нет механизма. Главное, что сделали американские и западные партнеры – стравили два народа. США и Запад создали две опасные коалиции – узел неприятия между двух родственных, близких, в определенной степени, как это часто говорят, в рамках одного народа. Поэтому прогноз не очень утешительный. Нужно принять во внимание, что реальных механизмов урегулирования нет. Я имею ввиду, что Зеленский несамостоятельный политик, и, если даже завтра он захочет помириться с Россией, у него не будет возможности.
– Причинами проведения операции России на Украине эксперты называют стремление Украины в НАТО, заявления Зеленского о возможном ядерном статусе страны. Какова вероятность всего этого?
– На самом деле Зеленский спровоцировал своими заявлениями жесткую реакцию российской политической элиты, когда он говорил, что Украина вернет себе ядерный статус. Он должен был знать, что как минимум его заявления обеспокоят Россию, и они реально обеспокоили и напрягли. Как выяснили уже в ходе военной операции, у страны был довольно серьезный технический ядерный потенциал. Потому что Запорожское и Чернобыльское АЭС не зря взяты под контроль – они являли собой потенциальную угрозу.
Что касается вхождения Украины в НАТО – спекулятивный вопрос, ни для НАТО, ни для США этот вопрос никогда не стоял во главе угла. Они не заинтересованы в этом, просто хотят создать для России реального врага. Им не интересно – войдет ли реально Украина в состав НАТО или нет. Повторюсь, им важно, чтобы Украина позиционировала себя как системный враг России, чтобы был плацдарм для последующего нападения на Россию.
– Некоторые западные страны и не скрывают информацию о поставках вооружений Украине. При этом в Госдепе заявляют, что участие добровольцев с Ближнего Востока в военной спецоперации России будет считаться новой эскалацией.
– Повторю, традиционный почерк США и Запада – создать напряжение путем конструирования врагов. Помимо поставок «Джавелинов» и другой техники, в частности противотанковой, они свою позицию и политику выражают тем, что настаивают – идет реальный механизм отбора. Давайте вернемся к Афганистану. Тогда Усама бен Ладен создал Аль-Каиду – организацию, которая называется в переводе «База». И вот База создавала прецедент добровольчества. То есть добровольцы рекрутировались на американские и саудовские деньги на территории Пакистана. Точно также мы сейчас видим, что происходит на территориях Румынии и Польши – идут беженцы и одновременно там формируются центры, откуда идет отправка т. н. добровольцев на юго-восток и восток Украины. Это практикуется в политике, когда на первый план выставляется пушечное мясо, а руководители остаются в тени. США здесь глобальный кукловод. В результате этой политики страдают страны Евросоюза, Россия, Украина, но, как ни странно, США в очередной раз выигрывают.
– Восемь лет в Донбассе шли боевые действия, однако международным сообществом это не осуждалось… Это очередное нежелание вдаваться в подробности конфликта или традиционная однобокая политика?
– Все это мы проходили при грузино-осетинском конфликте, в Южной Осетии, когда с 1989 г. шла пока ползучая, потом более агрессивная и жесткая политика Грузии, откровенно поддерживаемая США и Западом. Здесь тот же югоосетинский сценарий, но использован и внедряется в более расширенной вариации, прошла откатка т.н. технологий прав человека.
– Многие эксперты происходящее сравнивают с событиями 2008 г. в Южной Осетии. Можно ли проводить аналогию в данном случае?
– Конечно. Не зря такие связи с Луганском и Донецком у нынешнего президента. Приднестровский-молдавский, донецкий-луганский факторы и фактор противостояния Южной Осетии Грузии, как и Абхазии, – звенья одной цепи, единая политика.
– В связи с происходящими событиями на Украине, могут ли возникнуть реваншистские настроения у Грузии?
– Конечно, есть обеспокоенность по этому поводу. Мы уже видим, что Грузия наращивает свой потенциал. И ближайшие учения, в котором примут участие более 20 стран, уже указывают, что реваншистские настроения Грузии никуда и не делись. Напомню, они в декларациях, в Конституции и в законодательных актах Грузии.
– Изначально позицию правительства Грузии по поддержке санкций против России можно было охарактеризовать, как нейтральную. Но сегодня наблюдаются более смелые высказывания властей Грузии…
– Зурабишвили, Гарибашвили, Маргвелашвили, Иванишвили и другие руководители Грузии, подвержены влиянию Запада, и на это нужно смотреть объективно. Полной самостоятельности у политической элиты нет, и как будет складываться ситуация далее решаться будет не в Тбилиси, как и не в официальном Киеве, а в Брюсселе и в Вашингтоне. Такова мировая политика.
– Учения «НАТО-Грузия-2022», запланированные на 20-25 марта в Грузии несут ли они потенциальную угрозу Южной Осетии?
– Командно-штабные учения в Грузии, конечно, несут потенциальную угрозу для Южной Осетии. Так как они направлены на то, чтобы восстановить очевидным образом территориальную целостность стратегического союзника НАТО, подчеркну, не члена НАТО, а союзника. И опять-таки, напомню, что совместные учения НАТО-Грузия проводятся, как правило, в полукилометровой зоне от госграницы РЮО.
Мадина БЯЗРОВА