Президент России Владимир Путин утвердил ратификацию договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России. Также он подписал четыре соответствующих федеральных конституционных закона.
В связи с этим историческим событием в современной России мы обратились за комментарием к Александру Сергееву, кандидату юридических наук, доценту, автору книг «Современная Южная Осетия: уроки и вызовы», «Приднестровье сегодня: проблемы и перспективы жизнедеятельности», «Российская государственность в 21 веке: основные проблемы».
– Александр Леонидович, в связи с последними событиями, касающимися присоединения к Российской Федерации новых республик ДНР и ЛНР и Херсонской и Запорожской областей, нас волнуют перспективы развития РЮО…
– По поводу Республики Южная Осетия я уже писал ранее, что здесь в перспективе все будет зависеть от того, насколько вменяемую позицию будет занимать Грузия. На сегодняшний день ее политики вполне прагматичны: санкции они не объявляют, военные провокации не проводят.
Но если ситуация изменится и/или грузинское руководство столкнётся с давлением Запада и сменит указанную линию, то Кремль будет вынужден перейти к резким переменам в югоосетинской политике – вплоть до включения Южной Осетии в состав Российской Федерации.
Добавлю, что, к сожалению, во многом благодаря действиям пре-дыдущих администраций Цхинвал сегодня не субъект, а объект внешней политики. Это надо здраво понимать.
– А что Вы думаете по поводу будущего Абхазии? Ведь наши судьбы в новейшей истории развивались параллельно?
– Абхазская элита, в отличие от югоосетинской, категорически не хочет прощаться с государственным суверенитетом. Она это сделает лишь в самый последний момент – если не окажется иного выбора.
В этом ключе рассматривая будущее новых республик, самая тревожная точка – Приднестровье. Здесь все будет зависеть от того, как в ближайшие несколько месяцев будет идти ход войны. Удастся взять Одессу – этот вопрос будет так или иначе решён.
– Возможно ли объединение в составе Союзного государства с РФ, Белоруссии и Казахстана?
– Казахстан в обозримом будущем не вступит в Союз России и Беларуси, обольщаться здесь не на-до. Президент Токаев проводит очень взвешенную и прагматичную политику в отношении России. Однако западные бэкграунды во многих сегментах казахстанской элиты весьма сильны, и они ведут свою работу. С Казахстаном нужна «игра вдолгую» с четким определением Москвой собственных евразийских идеологических приоритетов.
Напомним, что Президент России Владимир Путин утвердил ратификацию договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России. Также он подписал четыре соответствующих федеральных конституционных закона.
Согласно законам, ДНР и ЛНР войдут в границах, «установленных конституциями республик на день их образования и на день принятия в РФ». «Пределы территорий Запорожской и Херсонской областей определяются их границами на день присоединения к России. В Кремле говорили, что ДНР и ЛНР войдут в границах 2014 года, а границы Запорожской и Херсонской областей определят после того, как Россия «посоветуется с населением».
Ранее законы единогласно одобрили Госдума и Совфед. Конституционный суд признал договоры с новыми территориями конституционными.
ДНР и ЛНР в составе России сохранят статус республик и свои прежние названия. Херсонская и Запорожская области останутся областями. До 1 января 2026 года для этих территорий будет действовать переходный период. Государственным языком будет русский, в школах обещают сохранить изучение украинского. Жители новых субъектов России становятся гражданами РФ при подаче заявления и принесении присяги гражданина РФ.
Зарина КОКОЕВА
