Вероника Дударова родилась 5 декабря 1916 года в Азербайджане в осетинской семье. Первым дирижером, с которым Вероника Дударова познакомилась лично, был венгерский музыкант Стефан Штрассер; он приехал на гастроли в Баку и задержался для занятий с одаренными учениками музыкальной школы. В подростковом возрасте во время одной из поездок с отцом в Ленинград она впервые увидела женщину-дирижера и навсегда запомнила этот образ: высокая фигура в черном бархатном платье за дирижерским пультом, в оркестре — одни мужчины. Это была Гертруда Грдличка из Австрии, чье появление в концертных залах Вены, Парижа, Нью-Йорка и Москвы вызывало фурор в прессе начала века.
Идиллическое детство Вероники в Баку закончилось, когда в начале 1930-х ее отца репрессировали, а обе старшие сестры ушли из жизни. Девочка с мамой переехала в Ленинград, где жили оставшиеся близкие родственники, и сменила отчество — стала Борисовной, а не Асламбековной. Она поступила в училище при консерватории на фортепианное отделение. Затем перебралась в Москву, которую до конца жизни считала своим городом, новой родиной.
В Москве молодая Вероника Дударова выступала как пианистка-концертмейстер и готовилась к поступлению в консерваторию на курс фортепиано, но за три недели до экзаменов вдруг решила идти на дирижерский факультет. На первый же вопрос приемной комиссии, почему она решила стать дирижером, ответила: «Потому что я не помещаюсь на фортепиано. Я слышу музыку только симфонического оркестра».
Учеба в консерватории была прервана войной и отъездом преподавателей. Дударова осталась в Москве с мужем, шахматистом Борисом Вайнштейном (это был первый из трех ее браков), и в 1943-м родила сына Мишу. О военном времени она почти не говорила, зато с удовольствием вспоминала свой блестящий выпускной спектакль — «Богему» Джакомо Пуччини, на котором «все рыдали».
Дебют Дударовой-дирижера в 1944 году связан с Центральным детским театром, вернувшимся из эвакуации. Там она руководила небольшим оркестром из тридцати человек, но даже это было исполнением мечты. Затем Вероника Борисовна начала ассистировать дирижеру Лео Гинзбургу, своему педагогу, в Оперной студии при консерватории. И сразу после выпуска в 1947-м заняла пост дирижера оркестра Московской областной филармонии — потом он был преобразован в Московский государственный симфонический оркестр, ставший для нее домом на много лет.
Именно там раскрылся талант Вероники Дударовой как чуткого интерпретатора композиторского замысла и справедливого управленца. В 1960 году ей вручили звание народной артистки страны и назначили главным дирижером и художественным руководителем оркестра — исключительный для СССР случай. Например, советская музыкантка Камилла Кольчинская рассказывала, что ее попытка в 1960-х получить дирижерское образование в Московской консерватории после успешного окончания двух других факультетов — оркестрового и теоретико-композиторского — провалилась: «В среде преподавателей, во всех отношениях замечательных и глубоко эрудированных, <…> царил стереотип: женщина-дирижер — нелепость!»
В 1991 году в возрасте 75 лет она создала новый Симфонический оркестр России, в котором оставалась художественным руководителем еще 18 лет, до последних дней жизни.
За свою музыкальную карьеру Дударова собрала внушительный репертуар из произведений разных композиторов, среди любимых называла Людвига ван Бетховена, Рихарда Штрауса, Александра Скрябина (после услышанной в Ленинграде «Поэмы экстаза» «надолго сделалась скрябинисткой») и Дмитрия Шостаковича. Она ценила и продвигала композиторов-современников: благодаря ей впервые были исполнены и записаны некоторые произведения Георгия Свиридова, Тихона Хренникова, Арама Хачатуряна, Софии Губайдулиной, Родиона Щедрина.
Самые значимые для Дударовой дирижеры обладали теми же качествами, которые она воспитывала в себе: Герберта фон Караяна отличала невероятная работоспособность; Евгений Мравинский внимательно работал с каждым музыкантом оркестра, доводя исполнение до совершенства; Шарль Мюнш умел заставить музыку звучать так ярко, что в ней можно было увидеть цвет. Дударова так описывает концерт Бостонского симфонического оркестра в Москве под управлением Мюнша: «Я была потрясена звучанием оркестра, буйством звуковых красок. Они играли „Дафниса и Хлою“ Равеля, и я отчетливо помню, как по залу летали цветные шары — от звука. Такое придумать невозможно. Я просто видела музыку».
В 1999 году в честь Вероники Дударовой назвали астероид, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории. Также ее имя попало в Книгу рекордов Гиннесса: она стала единственной женщиной-дирижером, которая руководила симфоническим оркестром в течение 50 лет.
Считается, что всемирно известных предшественниц у Дударовой было всего три: это француженки Надя Буланже и Жанна Эврар и американка Антония Брико. В 1934 году Брико встала во главе Женского симфонического оркестра (Women’s Symphony Orchestra), а в 2012 году эксперимент с оркестром без мужчин-музыкантов повторила российская дирижер Ксения Жарко.
Вероника Дудурова скончалась 15 января 2009 года в Москве. Похоронена на Троекуровском кладбище.
Подготовила К.БАГАЕВА