Вы меня не любите

«У нас в семье двое детей. Старший ходит в 8 класс, младший – во второй. Каждое утро у нас начинается с истерики младшего – ни за что, никакими уговорами его не поднять с постели. Находится тысяча причин, из-за которых «ему нельзя вставать и идти в школу»: болит живот, трудно глотать, дышать, может заразить одноклассников и даже учительницу(!) и т.д. Когда эти аргументы не действуют, в ход идет, как говорится, тяжелая артиллерия: «Вы меня не любите, раз хотите, чтобы я больной шел в школу! Можно я сегодня останусь дома?» Давить на жалость он хорошо научился. Приходится чуть ли не силой стаскивать его с кровати, одевать, собирать… Признаюсь в своей слабости – иногда я иду ему на уступки, хотя понимаю, что это неправильно, непедагогично. Из-за этого порой настроение бывает испорчено на весь день. И ладно, если бы были действительно проблемы в школе, но нет, там он моментально забывает о своей обиде на весь мир: бегает, прыгает, тянет руку на уроках. Даже не знаю, как справиться с этой проблемой», – пишет нам наша читательница Татьяна Бекоева.
Похожую картину описала и Заира Гагиева:
«С дочкой мы живем вдвоем. Аннушке 9 лет, она очень здоровая, любознательная девочка. Учится хорошо, любит петь и рисовать. Все эти задатки в ней я стараюсь поощрять и развивать, чтобы в будущем ей легче было выбрать профессию, сферу деятельности. Все у нас хорошо, только вот вечером ее не загонишь в постель, а утром не поднимешь. Я сама люблю засиживаться допоздна, а дочь любыми уловками старается «составить мне компанию». Если я читаю интересную книгу, она засыпает меня вопросами: о чем она, кто ее написал и т.д. Смотрю телевизор – то же самое. Одним словом, всячески старается переключить на себя мое внимание, которым она вовсе не обделена. Получается, что на себя у меня практически не остается времени.
Я уже и гоню ее спать, проявляя материнскую строгость, и прошу по-хорошему, дескать, утром тебе будет трудно встать, если вовремя не ляжешь спать и не выспишься. Но все тщетно! Сижу я – сидит она. А утром начинает канючить: «Еще чуть-чуть, еще 5 минут!», «А можно я сегодня пропущу школу, все равно наша учительница болеет, а другую я не понимаю…», «Мама, тебе меня не жалко совсем?» И все в таком же духе. Всем известно, какие искусные манипуляторы дети. Иногда уже и накричишь на нервах, а потом сама же мучаюсь».
Проведя небольшой опрос среди своих знакомых, у кого в семье есть малые дети, выяснилось, что с такой проблемой сталкивался чуть ли не каждый второй родитель. Только методы у всех разные.
«У меня не забалуешь, – говорит отец троих детей Хох Тедеев. – Своих детей я люблю безмерно, но беспочвенные капризы пресекаю на корню. Хотя, справедливости ради замечу, что лишь средний любит валять дурака, с остальными проще. Но и к нему я нашел подход: не хочешь рано вставать, вымаливаешь для себя лишний «выходной» – будь добр, прибери потом за всеми: вымой посуду, разложи по местам вещи и т.д., не устраивает – марш в школу! Уверяю вас, в нем тут же просыпается желание умыться, одеться, позавтракать и бежать на уроки. Мать иногда пытается заступиться за него, дескать, жалко его, пусть денек отдохнет (от чего?), но если я вижу, что ребенок здоров, времени для сна было достаточно, а ему просто лень вылезать из теплой постели, я непреклонен. Ведь знаю, что останься он дома один, тут же возьмет телефон и проваляется с ним целый день. А это ему пользы точно не принесет. Пусть лучше немного покапризничает, а потом встанет и проведет день как все его сверстники.
Нас с сестрой родители воспитывали в строгости, и ничего – выбились в люди! Для своих детей я тоже хочу все самое лучшее, но стараюсь не баловать их. Вырастут – спасибо скажут».
Специалисты в таких случаях советуют, что, если ваш ребенок утром не хочет идти в сад или в школу, вовсе не обязательно проблема именно в саду или в школе. Особенно если вы видите, что после того, как он попал на место, ребенок прекрасно себя чувствует и после занятий не спешит собираться домой. Всегда ли вы сами утром хотите вставать и куда-нибудь идти, глядя в темноту за окном? Вами часто движет чувство долга и воспитанная воля, а для ребенка это пока только слова. Одно лишь осознание того, что нужно вылезти из теплой кровати, натянуть на себя целую гору вещей и выйти на мороз, вгоняет многих в стресс. То есть проблема может быть не дома и не в учебном заведении, а в переходе из одного пространства в другое, в переживании изменения.
Наш мозг настороженно относится к изменениям. Они сигнализируют опасность. Необходима активная мобилизация ресурсов. Утром, пока вы толком не проснулись, адаптивные механизмы еще не заработали, мозгу проще включить торможение, а не изменения. Нет, я еще посплю, нет, я еще посижу.
Очень важно, чтобы выполнялся один и тот же ритуал, помогающий вам и ребенку осуществить переход ото сна к выходу из дома.
Кому-то, например, важна кружка горячего чая, кому-то – шум посуды из кухни, звуки и действия, без которых переход происходит медленнее. Для маленьких можно нарисовать собственную книжку или наклеить картинки: как устроено утро. Проснулись, пошли умываться, чистить зубы, одеваться и так далее. Правило последовательности: «когда это – тогда-то». Ребенку важно знать и то, как будет устроен день дальше. С теми, кто плохо включается утром, необходимо с вечера проговорить: какие у него занятия и уроки, какая воспитательница и учительница, кто из друзей его ждет и так далее.
Утром не любят вставать те люди, которые не проснулись к своей собственной жизни. То есть те, кто не сам выбирает, что ему делать в каждый момент времени. Дети обычно не выбирают – идти им заниматься, учиться, работать или не идти. Их жизнь пока определяют родители. Можно ли сделать так, чтобы ребенок мог что-нибудь выбрать после того, как окажется вне дома, хотя бы в воображении? С кем первым ты хочешь увидеться в школе? Что ты хочешь сегодня сделать в детском саду? Тогда собираться в то место, где тебя ждет что-то понятное и интересное, будет намного проще.
Д. САЛАМОВА