Многогранный талант композитора

Живой, многогранный талант, кипучее творчество и непростое человеческое счастье – это триединство определяет сущностную характеристику и неповторимость жизненного пути композитора Зинаиды Хабаловой. Зинаида Савельевна Хабалова (Мирьям Ашкинази) – автор 18 симфоний, оперы «Фатима», большого количества вокальных, хоровых, инструментальных произведений. Творческие и общественные заслуги композитора нашли высокую оценку и признание. Зинаида Хабалова – заслуженный деятель искусств РСО-А (1989), народная артистка РСО-А (1992), народная артистка Кыргызстана (1995), лауреат первой премии ЮНЕСКО «Манас-1000» (1995). В 1995 году она была избрана действительным членом Российской Академии естественных наук. Вместе с тем Зинаида Хабалова – счастливая женщина, воспитавшая троих детей, каждым из которых она может гордиться.

…Талант Зинаиды раскрылся в раннем детстве сразу и ярко. Родилась и росла девочка в Цхинвале, столице Южной Осетии, пережившей несколько войн, известной сегодня всему миру как символ мужества и непокоренности. А в годы Зининого детства, в 1940-1950-е годы, Цхинвал был типичным южным, теплым – географически и человечески – городком, в котором, несмотря на военные и послевоенные трудности, интенсивно развивалось национальное искусство. Как и многие сверстники, Зина не только училась в школе, но еще посещала занятия в балетной школе, рисовала, училась музыке. Уже в начальной школе девочка начала сочинять первые фортепьянные пьесы и песни. Одним из ее учителей был Борис Александрович Галаев, старейшина осетинского композиторского цеха, воспитавший не одного профессионального музыканта. Зинаида и сегодня с благодарностью вспоминает те годы и своих наставников.

…С 11 лет девушка работала пианисткой в Юго-Осетинском драматическом театре им. К. Хетагурова, позднее – концертмейстером ансамбля песни и танца студии Юго-Осетинского драмтеатра при МХАТе им. Горького. Четыре года Зинаида Хабалова вела музыкально-теоретические дисциплины и фортепиано в цхинвальской и дзауской ДМШ. Опыт преподавательской работы впоследствии помог создать блестящий фортепианный сборник «Детский альбом», вышедший в 1982 году в издательстве «Советский композитор» и мгновенно разошедшийся пятитысячным тиражом.

После окончания Орджоникидзевского училища искусств З. Хабалова училась композиции в тбилисской консерватории в классе профессора А. Шаверзашвили. Зинаида сразу проявила неординарность дарования, оцененного педагогами и критикой…

Дипломной работой З. Хабаловой стала трехактная опера «Фатима» по поэме классика осетинской литературы Коста Хетагурова. Несколько сцен из оперы на либретто Николая Санишвили были с успехом исполнены в концерте выпускников композиторского отделения. Позднее арии и хоровые сцены из оперы звучали в Москве и Тбилиси в отчетных концертах Союза композиторов СССР и ГССР…

С большим успехом фрагменты из оперы «Фатима» прозвучали в юбилейных концертах композитора в Октябрьском, Колонном зале Дома Союзов (1989, 1991), во Всесоюзном доме композиторов в Москве (1989), в Бишкеке (Киргизия, 1995). Незабываемы все исполнения, но, пожалуй, наибольшего эмоционального накала достигли в финальной картине певица Долорес Билаонова, камерный хор под управлением Агунды Кокойти и оркестр Северо-Осетинской филармонии под управлением Казбека Баскаева (Владикавказ, 1992).

Начало творческой зрелости композитора было ознаменовано созданием Первой симфонии (1975), написанной по мотивам поэмы Г. Плиева «Семь черкесок». Композитор вновь продемонстрировала интерес к родному музыкальному фольклору, истории и культуре, верность осетинской теме, проходящей красной нитью через все ее творчество. Достаточно назвать «Осетинскую рапсодию» для симфонического оркестра, оркестровую сюиту «В горах Осетии», Одиннадцатую симфонию «Уастырджи», Четырнадцатую симфонию «Аланы», симфонические картины «Утро в горах», «Раздумье», и другие сочинения.

Особое место в жизни Зинаиды Савельевны занимает творчество основоположника и классика осетинской литературы Коста Хетагурова. Сочинения З. Хабаловой, вдохновленные бессмертной хетагуровской поэзией, демонстрируют пристальный, исполненный любви и трепета взгляд на фигуру и наследие художника. Таковы, например, «Акварели» для квартета кларнетистов. В цикле, состоящем из 9 разнохарактерных миниатюр, предстают жанрово-бытовые картинки из осетинской жизни. Тут и танцевальные сценки, и шествия, и игры-скерцо, и песенные напевы, и лирические пейзажи. Все пьесы выдержаны в характере прозрачных, небольших, но очень выразительных, полных света зарисовок. В хоровых поэмах «Юбилейная песня о Коста Хетагурове», «Наш Коста» на слова В. Гудимова, в романсе «Коста» на стихи Н. Джусойты хрестоматийный пафос преклонения перед народным поэтом соединяется с искренностью чувств и теплотой, а музыкальная патетика и торжественность – с мелодической напевностью и проникновенным лиризмом. Победно-ликующим гимном, воспевающим идеалы демократии и просвещения, звучит «Походная песня» на стихи Коста Хетагурова для детского, смешанного хоров и духового оркестра.

Цикл из десяти детских песен на стихи К. Хетагурова из сборника «Осетинская лира» («Ирон фæндыр») появился в 1989 году. Очарование этих миниатюр заключено в особой выразительности певческой интонации, в простой, но изобретательной, с элементами изобразительности, фортепианной фактуре, «вкусной» гармонии. Каждая хоровая песенка содержит яркий, выпуклый, запоминающийся и доступный пониманию ребенка музыкальный образ, будь то ласковая, извилистая мелодия «Гино» («Киска»), строгая аккордовая фактура «Лæгау» («По-мужски»), метрическая переменность и полиритмия «Фыдуаг» («Шалун») или «птичьи» форшлаги в «Дзывылдар» («Синица»), «Зæрватыкк» («Ласточка»).

Постичь тайну творчества национального гения композитор попыталась в Пятой симфонии «Коста Хетагуров». По словам Зинаиды Савельевны Хабаловой, стихи и песни из поэтического сборника К. Хетагурова «Осетинская лира» дома часто читала и напевала ее мать – Серафима Гарсевановна, учительница начальных классов, большая почитательница творчества Коста. Каждая часть четырехчастного цикла словно высвечивает эпизоды жизни и творчества поэта…

С конца 80-х З. Хабалова активно работает в жанре симфонии. Почти во всех произведениях этого жанра автор утверждает жизнелюбивые концепции, проявляет свой недюжинный оркестрово-колористический дар, приверженность к народно-песенному тематизму, вариационно-вариантному развитию, тональной организации, обогащенной современной аккордикой и этноладами, национальной характерности метроритма.

Вокально-хоровая музыка, наряду с симфонической, составляет важную сферу творчества композитора. Зинаида Хабалова в самых своих первых, детских и юношеских сочинениях находила вдохновение в осетинской поэзии, в творчестве поэтов-соотечественников: Р. Гамзатова, Д. Давиташвили, Л. Серостановой…

Лирическое дарование композитора, естественность и народно-песенный характер вокального мелоса, открытая эмоциональность, тонкость взаимоотношений вокальной и фортепианной партий – все это наиболее полно раскрылось в романсах «Девичья лирическая» на слова Р. Асаева, «Романс» на слова С. Хачирова, «Здравствуй снова, Осетия» и «Когда от радости заплачу» на слова Д. Давиташвили, «Счастье» на стихи К. Хетагурова.

Когда-то Валерий Гаврилин тонко заметил, что «настоящий художник в своем народе выступает от имени всего человечества, и во всем человечестве – от имени своего народа». Искренне и горячо рассказывает З. Хабалова о любимой Осетии всему миру, но с не меньшей любовью и интересом относится к другим национальным культурам…

Неудивительно, что к инонациональному музыкальному фольклору композитор обращается именно в масштабных оркестровых композициях. На музыкальном фольклоре Израиля основаны две симфонии музыканта – Двенадцатая «Садот», посвященная 3000-летию Иерусалима, и Семнадцатая «Холокост».

В Симфонии №6 («Синяя. Homo Faber!») звучит мелодия старинной английской баллады. «Христианской» (с подзаголовком «Москва златоглавая») названа Шестнадцатая симфония, исполненная в июне 1996 года в Колонном зале Дома Союзов в преддверии празднования 850-летия Москвы. Концерт-поэма для фортепиано и симфонического оркестра «Дружба» – основан на осетинских, абхазских, аджарских, грузинских народных песенно-танцевальных интонациях и мотивах…

Слушая музыку З. Хабаловой, понимаешь, что автор разделяет взгляды тех культурфилософов, кто утверждает, что «если музыка – это микрокосм, то она должна соответствовать макрокосму мира». Творчество Зинаиды Хабаловой – это микрокосм ее жизни, и макрокосм ее вдохновения, и мегакосм творческого воплощения.

Татьяна Батагова

Журнал "Музыка и время", 2011г., №7