Спрячь за высоким забором…

Как и миллионы киноманов по всему миру, я обожаю смотреть голливудские фильмы. Мне нравится актерская игра, сюжетная линия картин (не всех подряд, конечно же). А еще любопытно бывает рассматривать дома, в которых проживают герои фильмов. Поражает то, насколько в них все функционально и приспособлено для удобства обитателей, не то что у нас, где «богатые» (и не только) дома порой напоминают музеи, – смотреть можно, трогать руками – нет! Но это отдельная тема для разговора, а сегодня поговорить хочется о внешней территории домовладений: дворах, подъездах к домам.
Как известно, возводить по периметру своих домовладений высоченные ограды на Западе не принято, там все открыто: лужайки перед домами, проезды к домам, да и сами входные двери зачастую бывают прозрачные. Представить такое у нас невозможно, дико, ведь мы так любим обособляться, отгораживаться от всего внешнего мира! Такое принято, в частности, в России, на Северном Кавказе и в Закавказье, где проживаем и мы с вами, а также в государствах на постсоветском пространстве. Возможно, это дают о себе знать отголоски советского прошлого, когда все было общим, а частной собственности не было. Вернее, она была, но только в том объеме и виде, в каком разрешалось советским законодатель-ством. А разрешалось очень немногое.
Но сейчас времена изменились, и то, что запрещалось когда-то, теперь стало нормой, и наоборот. У людей появилась возможность зарабатывать деньги, не опасаясь при этом каких-то осуждающих вопросов со стороны, а если кто и проявит излишнее любопытство, то может последовать ответ: «Я эти деньги заработал, и никого не касается – как».
Отсюда и высокие заборы как символ достатка, недоверия к окружающим людям, желания спрятаться, скрыться от любопытных глаз, от лишних, ненужных советчиков. Спрятавшись за высокие заборы, мы даём себе свободу действий, самостоятельность, раскованность, защищаем себя от всевозможных грабителей, похитителей, врагов и недругов.
«Мне нравится в любое время дня и ночи выйти к себе во двор в том виде, в каком считаю нужным, делать, что хочу без посторонних наблюдателей. Поэтому я считаю правильным отгораживаться от окружающих и высоким забором, и массивными воротами. А гостям в моем доме всегда рады. Для них наши двери открыты», – говорит житель нашего города Амиран.
Такое мнение является весьма распространенным в Цхинвале. Все чаще от разных людей можно слышать примерно такое: «Если люди отгораживаются забором – значит, он им зачем-то нужен». Это происходит потому, что мы не доверяем пространству, в котором находимся. Если мы чувствуем, что оно агрессивно, опасно, то, как только появляется возможность, мы выхватываем кусок земли и устанавливаем там свою зону безопасности и комфорта.
Но если глухой забор закрывает ваше имущество от воровского взора, пыли, то почему не делать живые изгороди? Почему не натянуть сетку и не посадить вьющиеся растения? Они за 2 месяца затянут забор и будут собирать пыль и радовать глаз. А потом не посадить елки через 50-80 см. Через 5-7 лет пробраться через елки будет гораздо сложнее, чем перемахнуть через бетонную конструкцию. Таким образом, сохраняется природа, появляется некая эстетика.
Помнится, еще пару десятилетий назад не особо было принято запираться на замок, разве только на ночь, и то не всегда. О деревенских жителях и говорить нечего. Старенький домик моей бабушки вообще стоял без всякого ограждения, и ничего! Было хорошо видно всю округу, а грабителей тогда, кажись, и не было вовсе, да и что было брать у одинокой бабули! Она просто накидывала на дверь щеколду и отправлялась по своим делам. Вот это было время! Теперь все по-другому.
Не в лучшую сторону изменились и отношения между соседями. Еще совсем недавно мы, можно сказать, жили во дворе. Мы – это наши соседи, с которыми была и дружба, и уважение. Придя с работы и немного посуетившись по хозяйству, все выходили из своих квартир, женщины рассаживались под растущими деревьями (их тоже уже вырубили) и общались. Тут же бегали ребятишки, кто-то копался в двигателе своей машины, кто-то тут же возле крана мыл ковер, а кто-то развлекал честную компанию веселыми байками. Друг о друге мы знали все, скрывать нам было нечего. Сейчас мы не только мало общаемся, но и видимся-то редко – все сидят по своим квартирам, уткнувшись в телевизор.
А еще нигде в мире на кладбищах не ставят оградки, особенно в таком количестве, как у нас.
Это, с одной стороны, присвоение родственниками покойного физического пространства для скорби – зримого и понятного, обособленного; с другой – отчасти тщеславие, когда вокруг могилы ставят оградку побольше и побогаче, чем у соседей. А еще тут же рядом родственники забивают места и себе под будущие могилы. И тут ничего не поделаешь – это наш менталитет, традиция. К сожалению, я не думаю, что в обозримом будущем у нас наметятся перемены к лучшему. Во всяком случае, заборы не исчезнут и ниже тоже не станут.
Д.САЛАМОВА