/Республика, суверенитет, признание – в соответствии с международным правом…

Республика, суверенитет, признание – в соответствии с международным правом…

В воскресенье 20 сентября Южная Осетия отметит День образования Республики. Напомним, 20 сентября 1990 года народные избранники Южной Осетии приняли решение о преобразовании Юго-Осе-тинской автономной области в республику.

С 1988 года, началом процессов дестабилизации в СССР, в Грузинской ССР зародились деструктивные процессы, вызванные не столько внешними факторами, сколько возникшей у грузинского народа и общественности идеи об исключительности и богоизбранности грузинского этноса. Другим народам была уготована незавидная участь. Фактически с 1988 г. в ГССР поднял голову грузинский шовинизм, начавший подавлять национальные меньшинства. В конечном итоге из советской республики выдавили сотни тысяч осетин, армян, азербайджанцев, русских, греков, евреев, ассирийцев.

Основной удар грузинского национализма приняли на себя Южная Осетия и Абхазия. Власти ГССР начали масштабное наступление на автономии. Пребывая в составе ГССР бесправной автономной областью, Южная Осетия поставила перед Верховным Советом ГССР вопрос о повышении статуса автономной области до автономной республики. Ведь если были автономные республики у Абхазии и Аджарии, почему осетинский народ, внесший огромный вклад в развитие ГССР, не мог рассчитывать на равноправие? К тому же, учитывая большую историю совместного проживания в рамках советской республики, а еще ранее вековые соседские и союзнические отношения в древние времена, включая общее участие в войнах против иноземных поработителей, фактор смешанных семей и иные факторы.

Однако просьба «младших братьев» (как нас называли грузины) о повышении статуса вызвала обратный эффект в Тбилиси. И в Южной Осетии прекрасно понимали бесперспективность обращения во властные структуры Грузинской ССР. Разбушевавшаяся волна национализма не предусматривала учет мнения национальных меньшинств.
В конечном итоге власти ГССР отказались даже рассматривать обращение народных депутатов Южной Осетии о повышении статуса. Более того, Верховный Совет ГССР аннулировал и без того куцую и бесправную Юго-Осетинскую автономную область. И Южная Осетия начала последовательно и по международному праву выстраивать дальнейшие действия юридического закрепления национально-осво-бодительного движения.

Новый состав законодательного органа Южной Осетии, избранный в 1990 году, ни на шаг не отошел от норм международного права и венцом титанических усилий депутатов, которые чувствовали за собой поддержку народа, стало провозглашение республики, т. е. в 1992 году был принят Акт о государственной независимости Южной Осетии.

Южная Осетия прошла путь от провозглашения республики и независимости до признания суверенитета, в безупречных международно-правовых рамках. Наш путь ничем не отличается от пути сотен других государств. Каждый шаг, каждый правовой акт, принятый законодательным органом, все референдумы и народные волеизъявления с 1990 г. и до наших дней, имели и имеют под собой твердую международно-правовую базу.

Основным программным документом современного международного права является Устав ООН. В Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН» (1970 г.) право наций на самоопределение это:

— создание суверенного и независимого государства; свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
— установление любого другого политического статуса, определенного народом.

И Южная Осетия первым шагом создала суверенное государство. В ограниченном объеме мы шагнули и во второй этап — признание. А реализацию основной воли народа – возвращение в состав России, подскажет время… Надеемся, оно не за горами!